Городской дизайн: как правильно делать мощение улиц?

История города неразрывно связана с мощением улиц и дорог. Чтобы быстрее и удобнее передвигаться населенным пунктом, или между поселками, еще в античности придумали мостить дороги камнем. Таким образом, дорога не зарастает растениями, а в дождь влажная земля не мешает идти или ехать. До появления асфальта мощение камнями, брусчаткой, мрамором, гранитом, глиной или другими материалами было единственным способом сделать более или менее удобные для передвижения дороги. В некоторых итальянских городах и пригородах до сих пор остались дороги, мощенные еще римлянами.

Но несмотря на более чем два тысячелетия истории прокладки улиц в городах, у нас ситуация с плиткой на тротуарах является катастрофической. Известный каждому горожанину ФЭМ (фигурный элемент мощения) монотонно укладывают на всех типах улиц любого назначения. Хотя есть современные подходы и принципы мощения городских улиц, такое впечатление, что в отечественных городах на них почти не обращают внимания, особенно если речь идет о работе коммунальных служб. Но как правильно мостить улицы плиткой или брусчаткой? После опроса городских дизайнеров и архитекторов можно попробовать составить набор универсальных правил, зная которые можно увидеть, где мощение сделано хорошо, а где плохо. И какими нужно делать улицы, чтобы они были удобными, красивыми и комфортными для горожан.

Принцип первый. Мощение является маркером территории пешехода.
С изобретением асфальта, каким можно ускоренно передвигаться на автомобиле, функция плитки и брусчатки изменилась. Так как мощение является более эстетически привлекательным, чем монотонный одноцветный асфальт, оно используется для обозначения пешеходных зон на улицах. Все просто и понятно: если ты идешь по тротуару с плитки — ты на своей территории и можешь чувствовать себя безопасно. Вместе с ограждающими столбиками, болардами, мощение формирует единую систему путей для пешеходов в городе.
То же работает с брусчаткой, которой может быть вымощен отрезок автодороги: мощение камнем снижает скорость автомобиля, физически и визуально показывая, что территория для прогулок и променадов, а не автомобильное шоссе. Например, в Берлине на улицах, мощеных плиткой или брусчаткой, максимальная скорость для автомобиля составляет 20 км / ч.

Принцип второй. Разнообразие.
У человека должен быть выбор. Монотонность серой плитки и ее независимость от цветов вокруг создает диссонанс в окружающей среде. Город не может быть только одного цвета, это касается и покрытия тротуаров и парков, и тому подобное.
Сейчас, когда существует множество технологий, форм и цветов плитки, мощением можно повторять палитру застройки или ландшафта вокруг, или делать сложные рисунки, вроде узоров в Лиссабоне. Лучше всего с этой задачей справляются архитекторы-проектировщики, которые могут подобрать удачную цветовую гамму, а не использовать в отделке тротуаров лишь «основной серый». Тогда человеческому глазу есть за что зацепиться, хотя стоит помнить, что во всем должен быть баланс и смысл, а потому не стоит злоупотреблять этим принципом.

Принцип третий. Тип мощения зависит от типа улицы.
От количества людей, которые передвигаются по тротуару, зависит тип плитки. Если это большая транзитная улица, например, то следует укладывать относительно большие плиты без стыков. Тогда по тротуару удобно будет передвигаться любому, включая людей на колясках, роликах, или с чемоданами на колесиках. Именно поэтому вездесущие квадратные советские плиты, которыми украшали аллеи в микрорайонах, совершенно не подходят для прогулок родителей с колясками. Также каменная брусчатка не должна использоваться там, где люди ходят или передвигаются на инвалидных колясках. Единственное место, где она уместна, это парковки, в том случае, если они не предназначены для людей с инвалидностью.
Кроме того, у больших плит есть один недостаток — ими неудобно делать мощения в аллеях в парках, где много углов, или, например, огибать плавные заезды в паркинги. В таком случае можно или комбинировать большую и маленькую плитку, или использовать только маленькую. Если «трафик» аллеей совсем небольшой, а концепцией парка предусмотрено максимальное единение с природой, тогда вообще можно засыпать дорожку мелким щебнем — такой путь будет не менее комфортным, но не будет отвлекать от любования растениями вокруг.

Принцип четвертый. Следите за газонами.
Хотя этот принцип больше касается озеленения офисов, чем мощения, для нас он тоже здесь важен, ведь газонами часто ходят и протаптывают тропы. Нужно понимать, что земля, на которой нет травы — это источник пыли, которой мы дышим. Кроме того, у нас любят выбрасывать на газон мусор, который разлагаясь, смешивается с пылью и тоже попадает в наш организм.
Поэтому важно вытоптанные газоны озеленять, а если это тропы, то выкладывать их временным, недорогим мощением. Ведь за полгода эта тропа может стать ненужной.

Принцип пятый. Уличная мебель должна стоять на плитке, а не на земле.
Еще один маркер, который отличает качественный пространство от некачественного — это установление уличной мебели. Нельзя скамейки и урны ставить на землю. Желательно проектировать их так, чтобы обозначать для них место отдельным типом мощения, который отличается от дорожки, и надежно заливать бетоном под плиткой. Потому что если устанавливать мебель на земле, она рано или поздно начнут проваливаться во время эксплуатации, ведь грунт размягчается во время осадков. Кроме того, каждый, кто садится на скамейку на земле, потом заносит грязь на тротуар, который нужно будет чаще мыть, или он останется грязным.
Отдельно стоит отметить, что уличная мебель и мощение должны гармонично сочетаться между собой как цветом, так и фактурой.

Принцип шестой. Используйте мощение для навигации в пространстве.
Некоторые элементы мощения можно использовать, чтобы помогать ориентироваться в пространстве, в том числе лицам с нарушениями зрения. Такими элементами могут быть яркие плитки разных цветов, обозначающих путь к определенному месту или институты, или тактильные плиты с точками или линиями на них. Они обозначают безопасный для человека коридор на улице или наоборот место, где нужно остановиться, например, перед пешеходным переходом.

Принцип седьмой. Не забывайте о дренаже и стоках.
Вода, которая накапливается на асфальте или мощении, приводит к появлению ям. Поэтому важно делать качественный дренаж и стоки, чтобы инфраструктура имела более долгий срок пригодности. Для того, чтобы плитка не разъезжалась под действием осадков или других факторов, ее можно либо оформить бордюрным камнем с обеих сторон, или заключать в металлическую сетку.
Делать специальные дренажные системы, которые позволят быстро вывести воду в канализацию или на газон, тоже необходимо. От этого зависит комфорт горожан и продолжительность эксплуатации пространства.

Принцип восьмой. Правильная эксплуатация обеспечивает нормальный внешний вид надолго.
Для каждого проекта мощения должна быть подготовлена соответствующая документация, инструкция по эксплуатации. Ведь после строительства проект передается на содержание коммунальным службам, которые будут делать текущий ремонт, убирать территорию и тому подобное. И чтобы замысел архитектора и выполнение строителей не стали за год неузнаваемыми, нужно объяснить, где можно приобрести определенный вид мощения, как часто нужно убирать или делать ремонт дренажной системы. При условии существования таких «инструкций» или паспортов для каждой улицы, парка или сквера, повысится качество пространств в городе даже через много лет после проведения строительных работ.

Author: admin