Фильм «Конференция» — попытка начать говорить о последствиях теракта в Театральном центре на Дубровке, унесшего жизни более 130 человек. 23 октября 2002 года террористы на протяжении трех дней удерживали в заложниках зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». В картине нет поиска виноватых, нет поиска политических мотивов. Одной из главных тем фильма является вопрос: какие чувства испытывает человек после внезапной потери самых близких людей. Как жить дальше.
В «Конференции» монахиня Наталья (Наталья Павленкова), после теракта на Дубровке выбравшая долю затворницы, через 17 лет собирает выживших в теракте, чтобы устроить поминальный вечер. Первая на очереди — дочь Галя, которую играет Ксения Зуева. Галя ухаживает за парализованным отцом и не может простить мать.
Ксения Зуева и Наталья Павленкова в фильме «Конференция». «Собирая свидетельства и воспоминания, связанные с событиями 18-летней давности, произошедшие в Театральном центре на Дубровке, мы сосредоточились на попытке переработать пост-травматический синдром», — говорит режиссер картины.
Ксения, расскажите о вашей героине Гале в «Конференции».
Галя — раненый травмой человек. Человек, живущий во власти боли и обиды и ожесточившийся ими навсегда. Движимая чувством ответственности за сына и отца, лежащей на ее, по правде говоря, хрупких плечах и не примирившаяся со случившимся.
Помните ли вы захват Норд-Оста? Как отпечаталась эта история в вашей памяти?
Я была ребенком. Тогда все люди следили за этим страшным событием. Я помню, что мама отвозила меня и моего маленького брата к зданию на Дубровке — мы клали цветы. Это событие запомнилось как что-то глобально страшное. Повторюсь, все мое окружение, семья, взрослые, одноклассники – все следили за событиями и были напуганы и потрясены.
Режиссер Иван И. Твердовский и Ксения Зуева на фестивале «Кинотавр»У вас были панические атаки в связи с терактами в Москве? Насколько тяжело вам далось погружение в эту тему?
Конечно, когда такое происходит — это не может не пугать. Помню, что меня пригласили на мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари». И я не пошла — испугалась. Сейчас я очень серьезно подошла к этой роли. Когда я впервые прочла сценарий, который прислал мне Иван Иванович, он меня потряс и я вошла в очень тяжелое состояние на несколько дней. На площадке тоже было эмоционально непросто, особенно во время съемок в том самом зале.
Когда и как снимался фильм «Конференция»? Это было еще до всех ограничений?
«Конференция» снималась ровно год назад, когда никто не подозревал, какой масштаб наберет эта эпидемия. В России тогда все было еще безопасно. Коллектив был очень сплочен, и мы были глобально сосредоточенны на истории, которую создавали. Каждый член съемочной группы работал в полной отдаче.
Вы и сценарист, и актриса, и режиссер — в какой сфере деятельности планируете продолжать развиваться?
Я с уважением отношусь к своей актерской профессии и, когда мне дается шанс сыграть роль, подобную роли в «Конференции», — я отдаю максимум. Не знаю, как сложится дальше моя актерская судьба. Профессия режиссер — приоритетна, я отдаю ей всю себя.
Ксения Зуева на фестивале «Кинотавр»
Не приходится ли жертвовать личной жизнью из-за активной творческой? Вы воспитываете сына, которому сейчас всего шесть лет. Как вы справляетесь с материнством?
Я убеждена, что личная жизнь и профессия — вещи совместимые. Мне удается гармонично существовать, как в материнстве, так и в своей работе.
Женщин-режиссеров все больше в индустрии, считаете ли, что существует разница между «женским» и «мужским» взглядом и в итоге — кино?
Я считаю, что режиссер — это в первую очередь художник. Творец. У творца нет пола.
Что вы считаете главным своим достижением на сегодняшний день?
Ценность достижений меняется внутри человека в зависимости от периодов и развития его жизни. Я религиозный человек и стремлюсь к честным взаимоотношениям с Богом. К честным взаимоотношениям с самой собой, к духовному росту. Стремлюсь расти над собой, становиться лучше. Когда я ощущаю, что это происходит — для меня это достижение. Думаю, этот процесс бесконечен…