Переехав в тихий Карельский город главная героиня «Простого карандаша» Антонина устраивается на работу в школу учителем черчения. Здешние порядки оказываются ей чужды: одному из учеников в классе дозволено все, потому что люди боятся его старшего брата рецидивиста. Антонина решает идти до конца, изменить хоть что-то и не поддаваться окружающему безволию. Ведь и уехать отсюда так просто она не может: именно в этой области отбывает тюремный срок ее супруг.
Надежда Горелова в фильме «Простой карандаш»
В «Простом карандаше» советская традиция школьного кино рассматривается через призму сегодняшнего дня. Антонина — безусловно, героиня из прошлого, она предана своему мужу, честна с окружающими и хочет передать своим ученикам возможность видеть всю потаенную красоту жизни, в постижении которой фактура русского севера оказывается особенно кстати. Тот след, который учительница оставит в детях, неизбежно сделает окружающий их мир чуточку лучше. Главная проблема этой среды — несоответствие благородных поступков преподавательницы и времени, в котором она живет. Ведь реальность зачастую бывает жестока по отношению к благим намерениям. Помимо прочего, фильм Натальи Назаровой актерски и изобразительно точен. Антонину окружает галерея достоверных второстепенных образов, людей со своим внутренним надрывом, а кажущаяся статичность камеры только вводит зрителя в заблуждение перед бескомпромиссным и ярким финалом.
«Чучело», реж. Ролан Быков
Кристина Орбайкате в фильме «Чучело»
Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) переезжает в провинцию. В школе ее сразу не принимают, считая замкнутость ее дедушки (Юрий Никулин), у которого она остается жить, странной. Вскоре в классе назревает скандал, девочка получает обидное прозвище «чучело», и ее начинают травить.
В свое время эта пронзительная драма Ролана Быкова вызвала немало дискуссий, поскольку противопоставляла отрезвляющую жестокость общества инаковости и искренности, которую демонстрирует в кадре Лена. Остальной класс, как единый организм, выстраивается в этом кино на общих планах, лишь изредка распадаясь на индивидуальности. Быков словно почувствовал в воздухе изменения, грядущие в ближайшие десять лет, словно предвосхитил противостояние толпы и личности. Сила «Чучела» — в дискомфорте. Печальная хмурая осень иллюстрирует угасание надежд Лены на взаимность — как со сверстниками, так и с Димой Сомовым, мальчиком, в которого она влюблена. Это также, как и «Простой карандаш», история про людей, чувствительных к несправедливости.
«Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский
Константин Хабенский в фильме «Географ глобус пропил»Виктор Служкин (Константин Хабенский) после увольнения из НИИ устраивается в школу учителем географии. Жена изменяет ему с бывшим одноклассником, привлекательная коллега не отвечает на заигрывания, а самоуверенная старшеклассница смотрит на него с интересом. Проиграв одному из своих учеников в карты, Служкин соглашается пойти с классом в поход и сплавиться по реке на катамаране.
Экранизация одноименного романа Александра Иванова получила гран-при «Кинотавра» и, что важно, стала полноправным бенефисом Константина Хабенского. Служкин — современная вариация Зилова из «Утиной охоты», эту роль актер играл в театре, и неудивительно, что многие нюансы в его исполнении экранной роли перекочевали из постановки. Непримечательные будни маленького человека, в которых настоящим аттракционом становится «солнышко», которое Служкин то и дело видит сквозь толщу серых облаков, катаясь на детских качелях. Такова проза жизни, в которой незначительные детали оказываются важнее насущных проблем.
«Общество мертвых поэтов», реж. Питер Уир
Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»Академия «Вэлтон» выстроена на многолетних традициях, принципах дисциплины и стремлении учащихся к совершенству. Но главные герои картины, молодые люди, ернически искажают эти убеждения. Занятия сливаются для них в одну монотонную лекцию, до тех пор пока у доски не появляется новый учитель словесности, свободный и одухотворенный Джон Киттинг (Робин Уильямс). Однако не всем приходится по душе эксцентричная манера преподавателя — особенно, когда он начинает заражать студентов своим вольнодумием.
Для австралийского режиссера Питера Уира, режиссера «Шоу Трумена» и «Галлиполи», одним из ключевых мотивов в творчестве является торжество человеческой воли. В «Обществе» попытки консервативной дирекции академии сломить тягу к свободной мысли, проснувшуюся у юношей после пламенных речей преподавателя, абсолютно тщетны. И этот немного патетический, но заразительный тон, убеждающий зрителя, что тайное поэтическое общество может создать каждый (главное, чтобы в нем была страсть), во многом и наполнил фильм той удивительной силой, сделавшей его культовым.
«Чужие письма», реж. Илья Авербах
Кадр из фильма «Чужие письма»Зина Бегункова (Светлана Смирнова) — девушка, которую просто недолюбили. В несчастный вечер, когда «ненужность» ощущалась особенно сильно, она, не выдержав, заплакала на детской площадке. Растроганная этим зрелищем учительница девочки (Ирина Купченко) решает на время приютить школьницу у себя. Но чем дольше та остается у преподавательницы, тем больше вседозволенности ощущает.
Как и в своей предыдущей картине «Монолог», Илья Авербах исследует извечный конфликт отцов и детей. Обе героини рассматривают свое влияние на жизнь друг друга как неизбежность в силу даже не поколенческого разрыва, а морально-этического. Они обладают разными границами допустимого и там, где для одной наступает предел наставнической помощи, для другой, с чтения чужих писем, только начинается возможность вмешиваться и неосознанно манипулировать чужой жизнью. Фильм Авербаха — это, в первую очередь, грандиозно разыгранная прекрасными актрисами драма, где роли слабого и сильного совсем не так однозначны, как кажется на первый взгляд.
«Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий
Кадр из фильма «Доживем до понедельника» Вышедший в 1968 году фильм Станислава Ростоцкого — это хроника преодоления внутреннего кризиса учителя истории Ильи Мельникова (Вячеслав Тихонов), рассказанная за три рабочих дня преподавателя. Последовательность мелочей, возникающих за этот временной промежуток, затрагивает болевые точки главного героя, обладающего, казалось бы, несгибаемым внутренним стержнем. Начиная от раздражения на оброненное коллегой в учительской «ложить» и заканчивая вопросом чувств. Преподавать английский язык в школу возвращается бывшая ученица Мельникова, в прошлом пролившая по нему немало слез из-за безответной юношеской влюбленности. Ростоцкий разыгрывает эту историю на полутонах, поэтому однозначные перемены в судьбах персонажей стоит считывать интуитивно, во взглядах и жестах. Понедельник — это зыбкое ближайшее будущее, до него просто стоит дожить, и, может быть, именно тогда наступит пресловутое счастье, о котором в своих сочинениях в этом фильме пишут ученики.
Текст: Антон Фомочкин