Переехав в тихий Карельский город главная героиня «Простого карандаша» Антонина устраивается на работу в школу учителем черчения. Здешние порядки оказываются ей чужды: одному из учеников в классе дозволено все, потому что люди боятся его старшего брата рецидивиста. Антонина решает идти до конца, изменить хоть что-то и не поддаваться окружающему безволию. Ведь и уехать отсюда так просто она не может: именно в этой области отбывает тюремный срок ее супруг.
В «Простом карандаше» советская традиция школьного кино рассматривается через призму сегодняшнего дня. Антонина — безусловно, героиня из прошлого, она предана своему мужу, честна с окружающими и хочет передать своим ученикам возможность видеть всю потаенную красоту жизни, в постижении которой фактура русского севера оказывается особенно кстати. Тот след, который учительница оставит в детях, неизбежно сделает окружающий их мир чуточку лучше. Главная проблема этой среды — несоответствие благородных поступков преподавательницы и времени, в котором она живет. Ведь реальность зачастую бывает жестока по отношению к благим намерениям. Помимо прочего, фильм Натальи Назаровой актерски и изобразительно точен. Антонину окружает галерея достоверных второстепенных образов, людей со своим внутренним надрывом, а кажущаяся статичность камеры только вводит зрителя в заблуждение перед бескомпромиссным и ярким финалом.
«Чучело», реж. Ролан Быков
Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) переезжает в провинцию. В школе ее сразу не принимают, считая замкнутость ее дедушки (Юрий Никулин), у которого она остается жить, странной. Вскоре в классе назревает скандал, девочка получает обидное прозвище «чучело», и ее начинают травить.
В свое время эта пронзительная драма Ролана Быкова вызвала немало дискуссий, поскольку противопоставляла отрезвляющую жестокость общества инаковости и искренности, которую демонстрирует в кадре Лена. Остальной класс, как единый организм, выстраивается в этом кино на общих планах, лишь изредка распадаясь на индивидуальности. Быков словно почувствовал в воздухе изменения, грядущие в ближайшие десять лет, словно предвосхитил противостояние толпы и личности. Сила «Чучела» — в дискомфорте. Печальная хмурая осень иллюстрирует угасание надежд Лены на взаимность — как со сверстниками, так и с Димой Сомовым, мальчиком, в которого она влюблена. Это также, как и «Простой карандаш», история про людей, чувствительных к несправедливости.
«Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский
Экранизация одноименного романа Александра Иванова получила гран-при «Кинотавра» и, что важно, стала полноправным бенефисом Константина Хабенского. Служкин — современная вариация Зилова из «Утиной охоты», эту роль актер играл в театре, и неудивительно, что многие нюансы в его исполнении экранной роли перекочевали из постановки. Непримечательные будни маленького человека, в которых настоящим аттракционом становится «солнышко», которое Служкин то и дело видит сквозь толщу серых облаков, катаясь на детских качелях. Такова проза жизни, в которой незначительные детали оказываются важнее насущных проблем.
«Общество мертвых поэтов», реж. Питер Уир
Для австралийского режиссера Питера Уира, режиссера «Шоу Трумена» и «Галлиполи», одним из ключевых мотивов в творчестве является торжество человеческой воли. В «Обществе» попытки консервативной дирекции академии сломить тягу к свободной мысли, проснувшуюся у юношей после пламенных речей преподавателя, абсолютно тщетны. И этот немного патетический, но заразительный тон, убеждающий зрителя, что тайное поэтическое общество может создать каждый (главное, чтобы в нем была страсть), во многом и наполнил фильм той удивительной силой, сделавшей его культовым.
«Чужие письма», реж. Илья Авербах
Как и в своей предыдущей картине «Монолог», Илья Авербах исследует извечный конфликт отцов и детей. Обе героини рассматривают свое влияние на жизнь друг друга как неизбежность в силу даже не поколенческого разрыва, а морально-этического. Они обладают разными границами допустимого и там, где для одной наступает предел наставнической помощи, для другой, с чтения чужих писем, только начинается возможность вмешиваться и неосознанно манипулировать чужой жизнью. Фильм Авербаха — это, в первую очередь, грандиозно разыгранная прекрасными актрисами драма, где роли слабого и сильного совсем не так однозначны, как кажется на первый взгляд.
«Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий
Текст: Антон Фомочкин