Президент Владимир Путин отметил государственными наградами деятелей различных сфер за успехи и достижения в своей работе. Среди награжденных — генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев, получивший орден Александра Невского с формулировкой «за заслуги в развитии воздушного транспорта и многолетнюю добросовестную работу». Для гендиректора крупнейшего национального перевозчика это четвертая высокая государственная награда. Сам «Аэрофлот» тоже не отстает: авиакомпания постоянно удостаивается международных и российских отраслевых премий, возглавляет рейтинги лучших перевозчиков как по оценкам авиационных экспертов, так и пассажиров. Однако премии и награды для «Аэрофлота» явно не самоцель, а лишь приятный бонус к реальным результатам, которые группа демонстрирует в последние годы. О том, что делает «Аэрофлот» лучшей авиакомпанией России и Восточной Европы — материал «МК».
«Аэрофлот» — компания-долгожитель. В этом году национальному перевозчику исполнилось 95 лет. Почти столетие авиакомпания возит пассажиров по всему миру и за это время выросла до масштабов одной из самых мощных в мире. Созданный в 1923 году перевозчик свой первый рейс совершил по маршруту Москва — Нижний Новгород.
Во время Великой Отечественной войны летчики «Аэрофлота» вошли в состав фронтовой авиации и проявили себя доблестными защитниками Родины. Они выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу. Они доставляли на фронт боеприпасы, вооружения, горюче-смазочные материалы, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, поддерживали связь между штабами, вели воздушную разведку, бомбили вражеские объекты. Среди пилотов «Аэрофлота» 15 Героев Советского Союза.
К середине 1970-х «Аэрофлот» осуществлял 4 тыс. внутренних рейсов, а также трансатлантические полеты в Вашингтон, Гавану и другие города. К этому времени пассажиропоток превысил 100 млн человек. А в 1990 году «Аэрофлот» установил абсолютный рекорд по перевозке пассажиров и вошел в книгу рекордов Гиннеса как «крупнейшая авиакомпания всех времен». «В авиакомпании работали 600 тыс. человек — это больше, чем в 18 крупнейших авиакомпаниях США вместе взятых, из них 20 тыс пилотов, которые перевозили 139 млн человек по авиалиниям протяженностью 1 млн км через 11 часовых поясов», — написано в книге рекордов Гиннеса.
Первым делом — самолеты
Одной из главных причин, сделавших «Аэрофлот» мировым лидером гражданской авиации, был уникальный авиапарк. С середины 1930-х годов в авиапарке перевозчика были в основном самолеты отечественного производства, «легенды» авиапрома — воздушные судна конструкции Туполева, Ильюшина. Примечательно, что при выборе самолетов в свой парк «Аэрофлот» тогда и сейчас руководствовался основными принципами своей работы — обеспечением высокого уровня безопасности пассажиров и поддержкой отечественной авиационной промышленности. Использование отечественных летательных аппаратов было одной из важных задач советской гражданской авиации. На одном из плакатов, рекламирующих «Аэрофлот» (в их разработке, кстати, принимал участие поэт Владимир Маяковский) было написано: «Над советской страной должны летать советские самолеты и дирижабли».
Прошло много лет, и «Аэрофлот» стремится, прежде всего, к тому, чтобы над страной летали самолеты высочайшего уровня качества. В настоящее время авиакомпания выполняет контракт с производителем российских инновационных самолетов Sukhoi Superjet 100, в рамках которого перевозчик недавно получил 45-й самолет этой модели, а всего поступит 50 таких машин. При этом авиапарк «Аэрофлота» является самым молодым (среди крупнейших авиакомпаний) в мире со средним возрастом 4 года и насчитывает 241 машину.
В феврале 2018 года «Аэрофлот» подписал контракт с лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис», дочерней структурой госкорпорации «Ростех» о поставках в лизинг 50 новейших российских самолетов МС-21. Таким образом, перевозчик станет крупнейшим эксплуатантом магистрального авиалайнера. Первое воздушное судно должно быть поставлено в 2020 году, а завершение поставок ожидается в 2026 году.
В компании понимают, что новые самолеты — важный фактор безопасности пассажиров, поэтому стараются регулярно обновлять парк. По коэффициенту программы Европейской комиссии SAFA Аэрофлот входит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов и первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA, постоянно подтверждая этот сертификат.
К слову, авиакомпания также намерена стать первым заказчиком нового гражданского сверхзвукового самолета отечественного производства, который может быть создан на основе проекта стратегического ракетоносца «Петр Дейнекин». «Для нас было бы здорово, если бы «Аэрофлоту» доверили стать первыми заказчиками, — заявлял ранее гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Этот самолет должен стать прорывом в гражданской авиации.
В январе текущего года президент Владимир Путин присутствовал на демонстрационном полете этого лайнера и предложил сделать гражданскую версию самолета, что позволит значительно экономить время полета, например, между Москвой и Владивостоком.
Успехи в цифрах
Напомним, сам «Аэрофлот» — это головная компания Группы «Аэрофлот», куда также входят авиакомпания «Россия», «Аврора» и лоукостер «Победа». Мультибрендовая стратегия позволяет Группе успешно расширять присутствие во всех ключевых сегментах рынка на внутренних и международных направлениях, что дает компании полное право стремиться к лидерству среди глобальных перевозчиков.
По итогам 2017 года Группа, состоящая из 4 авиакомпаний, занимает 40,5% российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку: в течение года услугами авиакомпаний Группы воспользовались 50,1 млн человек, в том числе 32,8 млн пассажиров перевезено рейсами головной авиакомпании «Аэрофлот». Занятость пассажирских кресел на рейсах Группы составляет 82,8%, что является очень высоким показателем.
В сезоне «Лето-2018» (с 25 марта по 27 октября) «Аэрофлот» осуществляет собственные рейсы по 146 направлениям в 52 страны мира, из них по России — 52 маршрута). Группа «Аэрофлот» в летнем расписании 2018 года обеспечивает собственные регулярные полеты по 305 маршрутам в 53 страны мира.
«Аэрофлот» является участником глобального авиационного альянса SkyTeam, совокупная маршрутная сеть которого насчитывает 1074 пунктов назначения в 177 странах. Все эти направления открыты для пассажиров российского перевозчика.
В 2018 году «Аэрофлот» отметил свое 95-летие в качестве самого мощного авиационного холдинга страны, который входит в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по количеству перевезенных пассажиров.
Транспортная доступность по доступным ценам
Вступление авиакомпании в авиационный альянс SkyTeam для пассажиров не только открыло возможность пользоваться широкой маршрутной сетью с помощью стыковок с компаниями-партнерами, но и означало дополнительные возможности для участников бонусной программы «Аэрофлот-Бонус».
В основу ценовой политики «Аэрофлота» заложена главная стратегическая цель авиакомпании — усиление транспортной связанности российских регионов и повышение мобильности россиян. На это, в частности, нацелена программа «плоских тарифов», которые и обеспечивают доступность перелетов между европейским центром России и городами Дальнего Востока (Владивостоком, Хабаровском, Петропавловск-Камчатским, Магаданом и Южно-Сахалинском), а также Симферополем и Калининградом. «Плоские тарифы» подразумевают продажу билетов по фиксированной цене вне зависимости от сезона и уровня спроса. Программа «Аэрофлота» распространяется и на рейсы авиакомпании «Россия». Отметим, программа «плоских тарифов» имеет социальное значение. Ее цель — делать возможным стабильное и доступное воздушное сообщение отдаленных и стратегически важных регионов с центром европейской части страны.
Кроме того, для обеспечения транспортной доступности «Аэрофлот» планирует создать сеть хабов в российских регионах. Такие планы озвучил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на годовом собрании акционеров. Развивать межрегиональные авиаперевозки без посадки в Москве ранее призвал президент РФ Владимир Путин. Согласно его майскому указу, реконструкция региональных аэропортов и расширение межрегиональных авиамаршрутов, минуя Москву.
Вместе с тем, ценовым лидером 2017 года признана низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в группу «Аэрофлот», говорится в независимом исследовании популярного сервиса путешествий OneTwoTrip. Специалисты составили рейтинг российских авиакомпаний по средней стоимости билета эконом-класса в 2017 году «туда-обратно». На вершине списка с самой низкой ценой как на внутренних, так и на международных направлениях оказалась «Победа»: стоимость авиабилетов лоукостера на 30% ниже среднего по рынку отечественных перевозчиков на рейсах по стране и на 50% меньше для перелета за границу. Отметим, с этого года лоукостер сделал цены еще привлекательнее, уменьшив минимальную стоимость билета с 999 рублей до 499 рублей. Как отмечают авторы исследования, комфортные цены на билеты развивают рынок авиаперевозок.
«С 2013 года средняя стоимость билета на внутренних направлениях снизилась на 20%. Это существенное изменение, которое сегодня является одним из драйверов роста пассажиропотока наряду с улучшением экономической ситуации и стимулом повышения коэффициента авиационной подвижности населения. Ценовая политика авиакомпаний оказывает влияние как на количество невынужденных поездок, свойственных часто летающим пассажирам, так и на количество путешественников в целом, заставляя задуматься о поездках тех, кто раньше проводил свободное время дома или пользовался наземным транспортом», — так прокомментировал результаты исследования директор по развитию сервиса OneTwoTrip Аркадий Гинес.
Звездный рейтинг
И российские, и зарубежные пассажиры, обмениваясь мнениями о качестве авиакомпаний, высоко оценивают уровень сервиса «Аэрофлота». Так, пользователи самого крупного в мире сайта о путешествиях ТripAdvisor признали «Аэрофлот» лучшей авиакомпанией Европы.
Профессиональный «звездный» рейтинг установлен по итогам независимого аудита, который проверяет качество предлагаемых авиакомпанией услуг как в небе, так и на земле. Этот рейтинг присваивает авторитетное британское консалтинговое агентство Skytrax . В 2016 году «Аэрофлот» получил рейтинг «четыре звезды». На церемонии вручения сертификата Skytrax Виталий Савельев сказал, что «4 звезды — это знак того, что авторитет авиаперевозчика и его потенциал на международном рынке растут, что симпатии пассажиров из самых разных стран оказываются на стороне «Аэрофлота».
Влиятельнейшую премию от Skytrax называют «авиационным Оскаром», а ее присуждение «звезд» для авиакомпании означает рост ее капитализации. Удостоившись в 2016 году четырех из пяти возможных звезд, «Аэрофлот» по качеству обслуживания пассажиров встал в один ряд с такими лидерами глобального рынка, как Air France, Lufthansa, British Airways и Emirates, а в чем-то даже превосходит зарубежных конкурентов. Всего в мире лишь 43 перевозчика, у которых также «четыре звезды». Вместе с тем «Аэрофлот» постоянно получает и другие престижные награды от Skytraх. Например, в 2017 году он в шестой раз подтвердил статус «Лучшей авиакомпании Европы». К слову, в рейтинге лучших авиакомпаний мира у «Аэрофлота» тоже хорошие позиции, которые он постоянно улучшает.
Самый узнаваемый бренд
«Аэрофлот» — это не просто крупнейшая авиакомпания, это один из самых известных российских брендов. Неслучайно, в 2018 году авиакомпания во второй раз подтвердила звание самого узнаваемого авиационного бренда в мире, как показывает ежегодное исследование международного консалтингового агентства Brand Finance.
По совокупности критериев индекс силы бренда «Аэрофлота» как Группы составил 87 пунктов, что позволило присвоить ему высший рейтинг ААА. По сумме баллов Аэрофлот превзошел такие успешные глобальные бренды перевозчиков как American Airlines, Turkish Airlines, British Airways, Air China, и даже Emirates и Singapore Airlines — авиакомпании, которые считаются лучшими в мире по версии различных рейтингов, в том числе Skytrax.
Узнаваемость бренда отражается на его стоимости. Аналитики Brand Finance отметили стабильный рост стоимости бренда Аэрофлота. С прошлого года стоимость бренда компании поднялась на 13% и составила $1 млрд 429 млн.
По словам Дэвида Хэя, генерального директора Brand Finance, причины успеха «Аэрофлота» в том, что перевозчик предлагает превосходный продукт и высокий клиентский сервис, а также вкладывает крупные средства в свой молодой самолетный парк. «Все это дополняется активными мероприятиями в области маркетинга, особенно в Азии», — отметил Дэвид Хэй. Он также добавил, что «Аэрофлот» получает сильные дивиденды, в том числе за счет партнерства с «Манчестер Юнайтед» — одним из самых популярных и результативных футбольных клубов в мире.
По словам руководителя «Аэрофлота» Виталия Савельева, стабильное первенство авиакомпании в престижном рейтинге Brand Finance — это также подтверждение важного факта: того, что укрепление наших глобальных позиций не случайность, а результат верной стратегии, последовательной и настойчивой работы. «Развитие и усиление бренда «Аэрофлота» — комплексная программа. Мы будем и впредь осуществлять ее как на глобальном, так и российском рынке авиаперевозок», —добавил он.
Дальше — лучше
Амбиции «Аэрофлота» стать одним из ведущих игроков глобального рынка отражены в Стратегии развития до 2025 года, которой следует компания. Наверное, благодаря четкому определению целей перевозчику и удается добиваться успеха. Стратегия Группы «Аэрофлот» направлена на построение компании мирового уровня, представленной в различных сегментах рынка и географических регионах. В основе стратегии — развитие мультибрендовой платформы, которая позволяет каждой авиакомпании Группы занимать свою рыночную нишу, исключая внутреннюю конкуренцию. Основными инструментами реализации долгосрочной стратегии компания неоднократно декларировала: усиление позиций на рынке транзитных перевозок «Европа — Азия», развитие на новом рынке бюджетных перевозок в России, дальнейшее проникновение на региональные рынки. Среди долгосрочных целей авиакомпании — увеличение пассажиропотока к 2025 году на уровень свыше 70 млн человек в год, вхождение в топ-20 мировых и в топ-5 европейских авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке, развитие транзитных перевозок через хаб в Москве, обеспечение широкого присутствия на рынке.
Однако, как оказалось, «Аэрофлот» уже сейчас достиг нескольких целей из Стратегии-2025. Например, по пассажиропотоку Группа досрочно вошла в топ-20 крупнейших авиационных групп в мире, а объемы перевозок пассажиров достигнут 74 млн человек уже в 2022 году. Об этом рассказал Виталий Савельев на собрании акционеров перевозчика в июне. Впрочем, досрочно достигнутые таргеты для «Аэрофлота» это не повод для дальнейшего бездействия. Гендиректор авиакомпании объявил, что Группа планирует в ближайшее время обновить Стратегию и поставить перед собой еще более амбициозные задачи.
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.