Судебные органы всерьез взялись за правозащитников из «Мемориала». Главу карельского отделения этой организации Юрия Дмитриева судят за якобы развратные действия в отношении приемной дочери, а его коллегу из Чечни Оюба Титиева обвиняют в хранении наркотиков. Два уголовных дела рассматриваются практически параллельно, и в обоих случаях реальным поводом к уголовному преследованию, возможно, стали их расследования действий силовиков.
фото: ru.wikipedia.org
Оюб Титиев.
В Шалинском городском суде Чеченской Республики 9 июля началось рассмотрение уголовного дела в отношении главы грозненского отделения «Мемориала» 60-летнего Оюба Титиева. Правозащитника обвиняют в хранении наркотиков, а глава республики Рамзан Кадыров и его сторонники при каждом удобном случае называют его наркоманом. В связи с этим адвокаты обвиняемого пытались добиться переноса суда в Москву, так как они не верят, что местная Фемида осмелится идти против власти региона. Однако верховный суд Чечни им отказал.
В «Мемориале» считают уголовное преследование частью общего плана по выдавливанию правозащитников из Чечни. Причем давят не только на Титиева, но и на его адвокатов. Как подчеркнул член правления «Мемориала» Олег Орлов, неизвестные сожгли автомобили ингушского и дагестанского офисов «Мемориала», на которых ездили адвокаты, а в Дагестане угрожали сжечь и само отделение. В результате первый адвокат Титиева Султан Тельхигов решил покинуть Россию.
Напомним, Титиева задержали в Чечне 9 января, когда он выехал из Курчалоя в сторону села Майртуп, где его ждал знакомый. По дороге его автомобиль остановили сотрудники ДПС. В салоне они нашли пакет, в котором хранилось примерно 180 граммов марихуаны. Титиев отказывается признавать свою вину в хранении наркотиков. По его словам, запрещенное вещество ему подкинули силовики.
В ходе расследования из уголовного дела пропали 23 вещественных доказательства, также выяснилось, что в день задержания по пути следования автомобиля правозащитника не работала ни одна из камер видеонаблюдения. Защита Титиева утверждает, что записи видеокамер и пропавшие вещественные доказательства наверняка бы доказали невиновность правозащитника, но именно поэтому их нет в уголовном деле.
Коллеги Титиева полагают, что поводов к его задержанию могло быть несколько, но все они связаны с его профессиональной деятельностью. Во-первых, на протяжении 2017 года он расследовал сообщения о массовом убийстве подозреваемых в экстремизме в январе того же года на территории полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова. Родственники нескольких человек осмелились подать официальное заявление на имя уполномоченной по правам человека в России Москальковой и председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Смерть 4 из 27 удалось подтвердить, судьба остальных до сих пор неизвестна. Несмотря на то что уголовное дело не было возбуждено, международная общественность очень остро восприняла новость.
Во-вторых, задержание Титиева произошло ровно через две недели после того, как спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что аккаунты Кадырова в соцсетях блокируются из-за «псевдоправозащитников, работающих во всяких комитетах и центрах». По его словам, эти люди продались Вашингтону за «30 сребреников», чтобы дестабилизировать ситуацию в России. В связи с этим Даудов подчеркнул, что, если бы в России «не был бы мораторий, с врагами народа следовало бы «салам алейкум», и всё».
Как бы там ни было, Титиев уже второй сотрудник «Мемориала», который стал фигурантом уголовного дела за последнее время. Напомним, его карельский коллега Юрий Дмитриев обвиняется в развратных действиях. Впервые его задержали в конце 2016 года по обвинению в изготовлении порнографии с участием несовершеннолетней приемной дочери. Весной 2018 года его оправдали по этому эпизоду, но осудили на 2 с половиной года за хранение ржавого обреза ружья, непригодного для стрельбы. Однако в конце июня Дмитриева повторно арестовали, так как у следствия оказались новые улики. Между тем сторонники карельского правозащитника утверждают, что он попал в поле зрения силовиков из-за подготовленной им книги о расстреле тысяч репрессированных во времена Большого террора на полигоне «Сандармох».
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.