Города, которые признаны «историческими поселениями», должны обладать новейшей туристической инфраструктурой и приобрести статус муниципального образования, а, как следствие, приносить в казну существенные доходы. Как этого добиться сенаторы, чиновники и эксперты обсудят в Совете Федерации на «круглом столе», посвященном механизмам и мерам поддержки развития «исторических поселений».
Мероприятие возглавит председатель Комитета палаты по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. Планируется, что основное внимание в ходе заседания будет уделено вопросам сохранения историко-культурного наследия и реализации туристического потенциала этих населенных пунктов. А их в стране, согласно официальному реестру Минкультуры, 44.
Хотя при этом в России более 400 населённых пунктов, которые подпадают под все критерии исторических поселений. До того, как в июле 2010 министр культуры Александр Авдеев подписал приказ, сокративший перечень исторических поселений до 41, их насчитывалось 478. Из федерального перечня выпали такие города, как Москва, Великий Новгород, Псков и Углич. Администрации многих из них вернуться в обновлённый список ведомства не спешит, потому что статус «историческое поселение» для них пока означает одни обременения.
В первую очередь, это касается трудностей застройки таких территорий. При этом Министерство ведёт работу по расширению списка, и, скорее всего, число исторических поселений значительно увеличится в ближайшее время.
«Речь идет о тех городах, посёлках и деревнях, которые обладают общенациональным культурным наследием и требуют к себе особого внимания», — сообщил ранее заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков.
Сейчас статусом исторического поселения обладают, например, и Санкт-Петербург, и село Крапивна в Тульской области, а всего из 44 исторических поселений 38 — это малые города.