Программа Сергея Майорова «Однажды…» с успехом выходит на НТВ. Недавно на том же канале стартовал и второй авторский проект Сергея — «Малая земля». О «новой искренности» и других причинах успеха телеведущий рассказал HELLO!
Теперь он — лицо четвертой кнопки. Фирменный майоровский почерк — вдумчивый, интеллигентный, не эпатажный — явно пришелся здесь ко двору. А ведь совсем недавно Майоров и НТВ казались антиподами! Стиль телеведущего не изменился, а вот канал сменил курс. Также автор покупает стальные двери москва.
Сергей, вы много лет рассказываете о знаменитых людях, вас узнают на улицах?
Иногда. Собственно, люди ко мне всегда подходили: благодарили за «Истории в деталях» и «Бабье лето», но теперь меня четко идентифицируют как ведущего программы «Однажды…». Люди говорят: «Это, знаете, как глоток воздуха: и герои, и то, как вы говорите, — все так по-человечески, спасибо!» Это ужасно приятно. Тут как-то пошли с мамой и племянницей в «Детский мир». Идем, маленькая Лиза держится за мою руку. Вдруг подбегают две девушки и начинают меня благодарить за сюжет об их любимом Николае Цискаридзе. И Лиза говорит мне: «А я и не знала, что ты полезным делом занимаешься!» Такая неожиданная прозвучала оценка.
Ваше «Однажды…« — тоже неожиданность в формате НТВ.
Честно скажу, я немного опешил, когда генеральный продюсер канала Тимур Вайнштейн сделал мне предложение прийти к нему работать. Я сомневался, будет ли нашей команде и мне там комфортно. Хотя я ведь начинал свою телевизионную историю именно на этом канале. Но все равно состояние дискомфорта не покидало. И вдруг неожиданно так — бубух! — как весенний гром, заявление руководства о том, что «мы поворачиваемся лицом к лицу». Появление в первой же программе откровенного Дмитрия Хворостовского с его драмой еще совсем недавно на НТВ было бы невозможно. Не все хотели сниматься на этом канале. А сейчас я счастлив, что здесь есть и статусные герои, и человеческие истории, и речь без надрыва и запугивания. Для многих телевизионщиков НТВ 90-х — это высокая профессиональная школа. И, слава богу, что некоторые люди, у которых я учился, еще работают на канале.
В вашей новой программе «Малая земля« звезды погружаются в мир своего детства. Но похожее уже было. Какая же изюминка у ваших историй?
Наш новый проект — это путешествие к себе, к истокам. Это еще любопытные хроники, которые репортеры, редакторы и продюсеры проекта находят и в архивах страны, и в личных архивах. У наших зрителей появится уникальная возможность сравнить то время, когда родились и взрослели наши герои, с тем, что происходит с ними сейчас. И еще (и я как автор ручаюсь за сказанное) в этих историях нет ни одной фальшивой ноты, от них исходит энергия и любовь!
Перед вами и вашими журналистами герои как-то особенно раскрываются, пускают в свой дом. Это следствие вашей репутации или вы знаете какой-то секрет?
Секретов нет. Тут и репутация, но в первую очередь — труд. Знаете, покойный Андрей Панин как-то в интервью сказал мне фразу: «Нельзя провоцировать человека на доверие, а потом шарахать ему в спину кирпичом». Мы любим своих героев. И, разговаривая с ними на откровенные темы, понимаем, что не имеем права использовать их откровение во вред. Если контакта не получается, мы просто отходим в сторону до лучших времен — убеждаем, объясняем, для чего это надо. Вот недавно разговаривали с Еленой Алексеевной Кореневой. Я очень хотел, чтобы она стала нашей героиней, но она пока морально к этому не готова. Я надеюсь, что на нее подействует аргумент, который озвучил наш креативный продюсер Денис Морозов: Елена Алексеевна, вы — актриса. Это больше чем президент: в нашей стране это — абсолютное обожание. Если вы не будете говорить с людьми по-человечески, то кто тогда будет?
Есть знаменитости, которых вы никогда не будете снимать по каким-то причинам?
Мы открыты для всех. И нам важна история. Искренние интонации. Есть очень известные люди, которые много раз все и всем рассказали, показали, вывернулись наизнанку. И тайна исчезла. Есть публичные персонажи, которые в корыстных целях, перебираясь с канала на канал, настолько заврались, что просто не хочется тиражировать бред. Каждый раз мы роем, ищем свежее, сочное, неиспорченное — героев и темы, которые бы удивляли.
Как бы вы определили свой творческий метод?
Есть такое понятие в социологии и психологии — «новая искренность». Я об этом часто говорю своим коллегам и студентам: «Будь проще, следуй за мной, избавься от штампов, живи и чувствуй». Многие российские звезды все еще живут с ощущением, что они боги. Забывая о том, что жизнь скоротечна. А что останется после тебя? Вот королева Дании Маргрете Вторая может поехать на велосипеде в магазин за молоком и через час с детьми с синдромом Дауна рисовать руками на стене. Премьер-министр Великобритании летит в отпуск лоу-кост-компанией и потом помогает пожилым пассажирам снять багаж с транспортера. Визуальная разница между миллиардером и свободным художником уже отсутствует. Многие богатые люди оставляют свои состояния народу, завещают их благотворительным фондам. Это потрясающе, когда бизнесмены дарят дорогие инструменты студентам консерваторий, чтобы те играли шедевры на шедеврах. Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов одевают студенток консерваторий в шикарные платья, чтобы те выступали на публике красивыми. И эти люди останутся в истории. Их будут помнить как людей поступков.
Съемки программы «Однажды…» с Анной Нетребко
Вы считаете, пришло их время?
Кичиться деньгами, дурами-женами и педикюром в частных самолетах сегодня неприлично. Сейчас очень поменялось настроение общества, и человек с понтами уже не интересен. Прилично общаться с героями космоса, помогать молодым ученым, работать в благотворительных фондах и образовательных центрах. Прилично общаться с людьми, которые много делают для того, чтобы мир стал лучше. А вот паразитизм на капиталах родителей, мужей, любовников — тупиковый путь. Поэтому и в журналистике происходит слом. Бездумный глянец уже не так актуален. Народ хочет читать лонгриды — длинные основательные материалы со смыслом. Сейчас как никогда актуален обломовский вопрос: не как жить, а зачем?
Текст: Марина Бойкова