Андрей Кончаловский: «Юля подарила мне лучшую часть моей жизни»
Читайте МН в
TELEGRAM
Я.ДЗЕН
Я.новости
G.новости
Андрей Кончаловский — очень разносторонняя личность: он и режиссер, и сценарист, и писатель, и общественный деятель.
Его дебютная полнометражная картина «Первый учитель» была отмечена на Венецианском фестивале. Его «Романс о влюбленных» стал культовым в СССР, его «Сибириада» получила Гран-при в Каннах, а сравнительно недавно снятый «Рай» собрал целый букет престижных российских кинонаград…
Он успел поработать и в Голливуде, где снял несколько кинохитов с тамошними звездами первой величины («Поезд-беглец», «Танго и Кэш» и ряд других картин). И в свои 85 лет не спешит почивать на заслуженных лаврах, а трудится на пределе сил: ставит спектакли и снимает новые кинокартины. Обладатель энциклопедических знаний и философского склада ума, Андрей Кончаловский готов вести глубокие разговоры на любые темы, причем с любым человеком — от простого тракториста до академика. Он предельно внимательно слушает собеседника и искренне отвечает на любые вопросы…
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПРИЗВАНИЕ
Андрей Кончаловский родился в семье известных писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Изначально маленькому Андрею прочили совсем другую карьеру. Он окончил Центральную музыкальную школу, потом музыкальное училище при Московской консерватории, а позже учился в Московской консерватории по классу фортепьяно. Но не окончил ее. Андрея Кончаловского увлек кинематограф, и он поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.
— Это, наверное, самое главное событие в твоей жизни, когда ты понял свое призвание, — рассуждает Андрей Сергеевич. — К сожалению, большинство людей этим вопросом не задается. А даже если задаются, то им не везет и они не находят, зачем пришли в этот мир. Поэтому если ты будешь серьезно задумываться над этим и непрерывно искать, то, может быть, тебе повезет. А может быть, и нет — здесь гарантий нет никаких. Но есть как минимум один признак, который поможет тебе ответить на вопрос, в чем твое призвание. Если ты делаешь какое-то дело, не замечая, как летит время, это твое дело. Я говорю не о каком-то времяпрепровождении типа хорошей сигареты или рюмки. Эти вещи — иллюзия. Я о реалиях. Мой дед был известным художником (Василий Суриков. — Ред.). И очень талантливым. У него был сын Петр Кончаловский, мой дядя, который не обнаружил такого таланта, как у его отца. Ему запрещали рисовать под страхом смерти! Но когда мой дед обнаружил под его кроватью огромный чемодан со спрятанными тайно нарисованными рисунками, он сказал: «Ну что делать. Значит, будь художником». И мой дядя стал художником. Он сам всего добился как художник. Он подражал во всем деду, но он был счастлив! Вот и получается: если это твое призвание, прежде всего оно должно доставлять наслаждение. Тогда тебе может быть все равно, есть ли у тебя успех. Это тоже очень важный признак…
ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ
В 1965 году Андрей Кончаловский, вдохновленный творчеством японского режиссера и сценариста Акиры Куросавы, снимает свой первый полнометражный фильм «Первый учитель». Следующей кинолентой стала «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Правда, зрители увидели ее только через 20 лет. Картину положили на полку, но для Андрея Кончаловского она знаковая. И сейчас, в юбилейный год режиссера, фильм отреставрировали и выпустили в повторный кинопрокат. Кстати, в конце 1980-х эта лента получила приз международной ассоциации кинокритиков на Берлинском кинофестивале, а также две премии «Ника» в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — это история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутевому шоферу Степану. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых…
— Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: а что, если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере? Что в итоге и получилось, — вспоминает Андрей Кончаловский. — Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи…
Андрей Кончаловский говорил, что хотел запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. Поэтому изначально отказался от приглашения на главные роли известных актеров, решил снимать фильм в глубинке (село Кадницы Горьковской области). На главную роль была приглашена Ия Саввина, помимо нее в картине занята только одна профессиональная актриса — Любовь Соколова. Все прочие роли сыграны непрофессионалами, главным образом жителями деревни.
Съемки выдались очень непростыми. Снимать обычных людей с одной камеры было трудно, новоиспеченные артисты поневоле начинали что-то изображать, пытались играть свою роль. А этого Кончаловскому совсем не хотелось. Поэтому режиссер принял решение снимать с трех камер — словно осторожно подглядывать за своими персонажами. Так местами картина стала документальной хроникой жизни советского села с долгими монологами жителей о жизни, о фронте, о войне…
С тех пор Андрей Кончаловский любит снимать в своих фильмах непрофессиональных артистов. И очень часто устраивает народные кастинги, подбирая на главные роли самых обычных простых людей…
ПОДАРОК СУДЬБЫ
Кончаловский был женат пять раз, у него семеро детей. В 1996 году судьба подарила Андрею Сергеевичу встречу с женщиной, с которой он связал свою дальнейшую жизнь: на фестивале «Кинотавр» режиссер познакомился с молодой актрисой из Минска Юлией Высоцкой. По его собственному признанию, встреча с Юлей изменила его отношение ко многим вещам — браку, семье, научила ценить счастье супружества.
— Нельзя воспринимать существование любимого человека рядом как данность, — говорит сейчас Андрей Кончаловский. — Его существование — это настоящее чудо… Юля подарила мне ту лучшую часть моей жизни, когда становится понятно, ради чего живешь, ради чего дети родятся, ради чего снег идет…
В день своего юбилея Андрей Кончаловский поблагодарил всех, кто делал его лучше и научил быть добрее.
— В молодости кажется, что ты бессмертен, — делится Андрей Сергеевич. — А потом начинаешь понимать, что смерть с косой где-то существует, а потом, что она вообще-то уже за дверью… Вот и получается, что жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что ты ненавидишь. Поэтому очень везет тем, кто занимается любимым делом. Совсем необязательно, чтобы твое дело считалось очень престижным: как правило, банкиры ненавидят свою работу. Ты можешь быть счастлив оттого, что ты сапожник или повар. Если сапожник делает свое дело с мастерством, он всегда будет нужен. Талант есть у каждого, надо только понять, в чем именно. Но если твой талант не раскрылся, то есть такая вещь, как мастерство. А мастерство достигается только трудолюбием. Свой талант можно растерять и не стать никем, хотя талант был. Без таланта вполне можно стать великим мастером. А вот без труда ничего не получается ни у кого…
Яна Невская
Фото В. Тараканова.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в
Источник