Вюрцбургская школа в психологии — это направление, считавшее, что в психологическом эксперименте главное место должен занять так называемый «систематический экспериментальный метод самонаблюдения», достигаемый активным опросом испытуемых относительно их переживаний. Вюрцбургская школа стала называться в честь г. Вюрцбурга (в Баварии), в котором жили и работали основатель Вюрцбургской школы профессор О. Кюльпе и его ближайшие сотрудники и последователи: П. Ах, Мессер, Бюлер, Марбе, Уотт и другие.
Появилась Вюрцбургская школа в конце 19 века, в «век естествознания», после того как объективный метод естественных наук был перенесен Вундтом в психологию, и господствовавший там до того времени, главным образом, интроспективный метод, или метод самонаблюдения, поставлен был школой Вундта (так называемой Лейпцигской школой) на второе место. Как протест против данного неосторожного отношения к методу самонаблюдения и появилась Вюрцбургская школа.
Опыты в Вюрцбургской аналитической лаборатории производились над психологами (приват-доцентами, профессорами) и состояли в том, что испытуемому задавался вопрос, на который он должен был дать ответ и затем описать, что он пережил при этом. Этим Вюрцбургская школа стремилась, с одной стороны, раскрыть качественную сторону переживаемых мыслей, а с другой стороны, сделать метод самонаблюдения по возможности объективным, устранив из него неточность и неполноту.
Па основании проделанных опытов Вюрцбургская школа пришла к следующим главным выводам:
1) мышлению в психологии человека принадлежит доминирующее значение: благодаря мышлению мы можем постигать мир, который окружает нас, и при том таким, как устанавливает и определяет его наше сознание;
2) существуют мысли без образов; такое неконкретное, «безобразное» мышление, лишенное наглядных представлений, характеризуется активностью, направленностью на разрешение задачи, целевой установкой сознания;
3) процессы мышления представляют собой своеобразные переживания, которые не могут быть сведены к законам ассоциации представлений, но могут быть рассмотрены с точки зрения следующих типов мысли:
а) мысли как сознания правила,
б) мысли как сознания отношения,
в) мысли как интенции, то есть мысли, направленной на те бывшие переживания, которые дают определенность содержанию сознания.
4) задания и «детерминирующие тенденции» влияют на течение представлений, если даже они не сознаются испытуемым.