Культовый психологический хоррор
Сериал вдохновлен культовым фильмом Джонатана Демме «Молчание ягнят», которому в этом году исполняется 30 лет. И хотя такое вряд ли возможно, если кто-то забыл, кратко напомним сюжет. ФБР ищет серийного маньяка по прозвищу Буфалло Билл. Не имея никаких зацепок, бюро поручает своей молодой курсантке Клариссе Старлинг обратиться к бывшему психиатру – великому и опасному убийце-людоеду Ганнибалу Лектеру, чтобы тот помог понять психологические мотивы и выйти на след «коллеги». Доктор соглашается сотрудничать только в обмен на подробности о личной жизни девушки. Особенно его интересуют воспоминания, коих из-за непростого детства у Старлинг предостаточно. Подсказки Лектера, которые она умело использует, в итоге помогают Клариссе остановить маньяка.
Картина имела сокрушительный успех и завоевала победу в главных номинациях «Оскара» – лучший фильм, лучший режиссер и лучший адаптированный сценарий. Также по статуэтке получили блестяще исполнившие свои роли Энтони Хопкинс и Джоди Фостер.
Истории некоторых персонажей «Молчания ягнят» получили продолжение – например, с 2013 по 2015 годы выходил сериал «Ганнибал» c Максом Миккельсеном в роли Лектера. Однако Клариссе слова никогда не давали.. На сей раз Лектера не будет, в центре внимания только она. Действие сериала разворачивается спустя год после событий «Молчания» – в 1993 году. Кларисса все еще пытается оправиться после дела Буфалло Билла, проходя терапию посттравматического стрессового расстройства. Вездесущие мотыльки все еще преследуют ее во сне. Но вот Кларисса уже в новом отделе и возвращается к охоте на серийных убийц и сексуальных маньяков. Сильная, умная, отчаянная и при этом очень ранимая (еще больше прежнего), она так и притягивает к себе безумцев. Несмотря на пережитое, Кларисса больше не избегает ни призраков своего прошлого, ни свежих травм. Напротив, она их исследует и открывает в них новые возможности.
Сложную роль доверили талантливой австралийской актрисе Ребекке Бридс, которая известна по сериалу «Милые обманщицы». Бридс абсолютно не соперничает с Фостер (да, это и невозможно), как и «Кларисcа» – с породившим ее фильмом. У сериала совсем другая цель – погружение в персонажа, и этим он интересен.
«Кларисса» в первую очередь – история молодой женщины, пытающейся утвердиться в бескомпромиссном мире, где доминируют мужчины. Прошло 30 лет, а этот вопрос по-прежнему актуален. Времена изменились, и в отличие от фильма, в сериале фем-повестка звучит гораздо отчетливее. Хотя эта тема поднимается и в романах Томаса Харриса, не раз окружавшего свою героиню жестокими мужчинами, которым не терпелось дождаться, когда она оступится. Пользуясь своим положением, они изо всех сил старались игнорировать талант и подвергали сомнению феноменальную интуицию Клариссы. Это закаляло, заставляло учиться балансировать между своей уязвимостью и силой, а еще работать вдвое больше, чтобы завоевать уважение.
У проекта сильные авторы и исполнительные продюсеры – Алекс Куртцман и Дженни Люмет. Вместе они работали над несколькими сериалами в рамках легендарной франшизы «Звездный путь», включая отмеченный наградами «Звездный путь: Дискавери».
Помимо телевидения, Куртцман был соавтором знаменитых блокбастеров десятилетия – «Миссия: невыполнима 3», «Трансформеры», «Звездный путь», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение». А Люмет в 2008 году дебютировала со сценарием инди-драмы «Рэйчел выходит замуж», за который она получила премию Нью-Йоркского общества кинокритиков, а Энн Хэтэуэй – номинацию «Оскара».
Учитывая имена создателей, сериал не мог получиться незрелищным. «Кларисса» – очень кинематографичный и виртуозно стилизованный триллер, продуманный до мелочей. Особого интереса заслуживают образы героев (конечно, если они не в форме) – ведь на дворе минималистичные 90-е, которыми дизайнеры вдохновляются вот уже несколько лет.