Новость минувшего уикэнда взорвала евровидийные соцсети: поклонники «Евровидения» устроили на карантине «переголосование», и новой победительницей конкурса 2008 г. объявлена Ани Лорак, представлявшая Украину, а реальный победитель Дима Билан от России опущен на 9-ю строчку. «МК» попытался разобраться в неожиданно возникшей новой еврореальности с участниками тех событий – Филиппом Киркоровым и Яной Рудковской, возглавлявшими «штабы» обоих участников, а также с Ани Лорак, которая до сих пор считает свой проигрыш в 2008-м году «странным».
фото: Лилия Шарловская
Сообщества фанатов «Евровидения», лишившиеся в этом году конкурса в Роттердаме из-за пандемии коронавируса, не только провели многочисленные «альтернативные» голосования за участников несостоявшегося конкурса (о чем «МК» подробно рассказывал в день предполагавшегося гранд-финала в мае), но и предались на самоизоляции и карантинах воспоминаниям о старых добрых временах. Создали в Интернете ностальгическую ветку #EurovisionAgain (Снова «Евровидение») и стали днями напролет веселить друг друга бесконечным перемыванием былого.
Кураж крепчал, и в ночь с минувшей субботы на воскресенье был устроен невероятный пир — не только коллективный просмотр в Сети гранд-финала конкурса «Евровидение 2008», прошедшего в Белграде, но и новое онлайн-голосование, этакое переосмысление с позиций сегодняшнего дня исторической непреложности прошлого. В затее приняли участие более 3000 пользователей из многих стран Европы, и их вердикт вышел крайне скандальным. Победила Ани Лорак, представлявшая в 2008 г. вместе со своим «патроном» Филиппом Киркоровым и его греческими соратниками по команде DreamTeam Украину с песней Shady Lady. В «оригинале» 2008 г. она, однако, заняла 2-е место.
При этом победитель Дима Билан, впервые завоевавший Хрустальный микрофон «Евровидения» для России с песней Believe и размашистым номером с участием олимпийского чемпиона Евгения Плющенко и венгерского скрипача Эдвина Мартона, рухнул сразу на восемь позиций, заняв 9 место.
При этом гречанка Каломира с песней Secret Combination сменила «бронзу» на «серебро», а на третье место с 14-го поднялась исландская группа Euroband со шлягером This Is My Life. «Восстановилась справедливость» и для шведки Шарлотты Перрелли, которая считалась одной из фавориток того конкурса, но заняла в итоге 18 строчку. Новое голосование вернуло ее в пятерку лидеров с хитом Hero. Единственным участником, чей результат устоял под натиском времени, оказалась предствительница Армении Сирушо, сохранившая четвертую позицию.
Именно после белградского «Евровидения 2008» была проведена реформа голосования и т.н. «профессиональное жюри», которое прежде было исключительно резервным, получило 50-процентную квоту. Реформу объяснили большим недовольством многих участников телевоутингом (исключительным голосованием телезрителей), в котором якобы был «излишне силен фактор соседского голосования». С тех пор этот «фактор» никуда не исчез, а местами даже усилился. Однако, как утверждают осведомленные источники, если бы резервное жюри, существовавшее до 2009 г. в формате «на всякий случай», имело бы уже в 2008 г. свою «половинную» квоту, то и тогда бы результат был иным. Победителем однозначно не стали бы ни Билан, ни Ани Лорак, а вот кто – версии разнятся. Чаще называют гречанку Каломиру и несколько реже армянку Сирушо.
Как бы там ни было, история написана, а теперь уже и один раз переписана. В связи с новой реальностью «МК» бросился поздравлять Филиппа Киркорова, который как «главный начальник» и представлял Ани Лорак с песней Shady Lady на «Евровидении 2008» в Белграде. Филипп, разумеется, отнесся ко всему с юмором:
— Я всегда говорил, что возьму измором это «Евровидение». Не мытьем, так катаньем, хотя бы таким образом я это «Евровидение» все-таки взял. И обрати внимание, какая теперь колоссальная разница в голосах (между Биланом и Лорак).
— Это т.н. «эффект большого», когда лучше видится на расстоянии?
— С годами, конечно, что-то видится по-другому. Точно так же, как всех вдруг осенило, что мой альбом «ЧелоФилия» — гениальный альбом. Спустя 20 лет. И даже сейчас он выглядит весьма авангардно. А как критиковали Аллины «Рождественские встречи» 1998 г., где были уникальные декорации – выезжали, уезжали, тематические блоки. А теперь это считается уже классической постановкой в истории нашей музыкальной культуры, первым настоящим мюзиклом.
— Что произошло теперь: смена музыкальных предпочтений в том, что касается песен и номеров, которые представляли Билана и Лорак?
— Мне кажется, это послевкусие. Прошло время, прошло много конкурсов, есть с чем сравнить, и стало понятно, что выступление Лорак было действительно фееричным. Видишь, какая ирония судьбы: тогда я приехал за Украину и победила Россия, а в 2016-м приехал с Россией, с Лазаревым, и Украина стала первой (Джамала с песней «1944», — прим. «МК»). Но, если в случае с Сергеем это одна история, то с Лорак было обидно до невозможности, потому что она была однозначной победительницей…
Получить комментарий у Димы Билана не удалось, но за него и за себя ответила Яна Рудковская, которая была фактическим мозгом и двигателем обоих билановских европоходов в 2006 и 2008 г.г. Г-жа продюсер оказалась настроена менее игриво, чем Киркоров:
— Мне кажется, это глупость какая-то, если честно. Историю переписывать, как мы знаем, дело неблагодарное. Я, конечно, очень рада за Филиппа и Каролину (настоящее имя Ани Лорак, — прим. «МК»), поздравляю их. И все-таки три тысячи фанатов это не десятки миллионов телезрителей, которые смотрят ежегодно «Евровидение». В тот момент это было очень свежо, круто – я имею в виду наш номер Believe. Понятно, что главная борьба шла между Биланом и Лорак, но в тот момент победили мы. Все помнят этот номер – Дима, Женя, Эдвин — уникальный по сути и форме. После этого многие пытались «сплагиатить» наши фишки — и скрипки, и балет, мы это помним, но «сплагиатить» коньки было невозможно…
фото: Лилия Шарловская
Ани Лорак оказалась настроена примирительнее всех, хотя и считает до сих пор, что ее проигрыш выглядел странно:
— Так неожиданно. Я уже перепостила у себя эту новость, поблагодарила всех поклонников. Мне приятно, что столько лет спустя и те, кто смотрели («Евровидение») тогда, и новое поколение выбрали на сегодняшний день победителя для себя, и этим победителем оказалась я.
— Считаешь, что справедливость восторжествовала?
— На самом деле, мы все, вся наша команда, так себя и ощущали тогда — победителями. Как иначе? Иначе, незачем заниматься этим делом, если ты не веришь в свою победу. Поэтому сейчас такое ощущение, что все было не зря. Просто мы так старались, мы заплатили огромную цену своим трудом. Это же не только я, а большая команда – и Филипп, и Илиас (Кокотос, продюсер – прим. «МК»), и Фокас (Евангелинос), который ставил номер. Фанаты на «Евровидении» просто вносили и выносили меня на руках. И пресса была позитивная. И на полуфинале, я знаю, что по телевоутингу у меня было первое место, мы были уверены, что и финал – за нами, и вдруг в финале почему-то стало второе место. Для нас всех это было неожиданностью. Конечно, расстроились. Поэтому сейчас, спустя столько лет все-таки приятно.
— Что скажешь теперь Диме Билану?
— Я не считаю, что за счет кого-то надо радоваться А Дима, конечно, молодец. Я бы как-раз хотела избежать столкновений. Не дай Бог! Я меньше всего этого хочу. Считаю, что искусство – это не спорт. Я уважаю Диму, восхищаюсь его талантом. Просто из-за этой ситуации получилось, что нас как бы столкнули друг с другом.
— Не думаешь ли еще раз попробовать «Евровидение» на зуб?
— Для меня это уже история и приятное воспоминание того периода моей жизни. Я не заразилась, как Филипп, этой болезнью и очень рада, что не заразилась. Есть другие поля, где можно приложить свои усилия.
— И что на них вспахивается сейчас?
— Работаю над новым альбомом, ищу манеру для новой песни, хочу порадовать поклонников. Все-таки у меня такой диапазон, который позволяет использовать много разных красок. Хочется и себя, и людей удивить чем-то новым, интересным, раскрывать свой талант. Мне кажется, я еще не все раскрыла. Есть, куда развиваться самой прежде всего. Так что хочу и дальше радовать своих поклонников.