Организаторы ежегодных летних опен-эйров лишились последней надежды о возможном проведении своих мероприятий в этом сезоне. Команда «Дикой Мяты» от отчаянья сняла целый документальный фильм, который зрители уже назвали едва ли не самым внятным, актуальным и четко сформулированным высказыванием о судьбе и положении музыкальной индустрии в ситуации пандемии.
Андрей Клюкин — продюсер «Дикой Мяты».
Оказалось, когда клюнет бешеный петух, как говорится в народе, то даже для производства киноленты не обязательно искать яркие локации, применять спецэффекты и арендовать дорогое техническое оборудование. Интернет-технологии, которые стали сегодня главным средством коммуникации, — в помощь: главное установить стабильную видеосвязь, собрать компанию неравнодушных экспертов и понять идею. Основная часть съемок картины с символическим названием «Music vs Covid-19 World Tour» прошла совсем недавно – 20 мая, так что полнометражное видео презентовали публике в сети с пылу – с жару. Для его создания Андрей Клюкин — продюсер «Дикой Мяты», перенесенной на неопределенный срок, побеседовал с братьями по несчастью, организаторами других летних фестивалей, причем из разных уголков планеты. Это и представители легендарного Glastonbury из Великобритании, OpenAir St.Gallen из Швейцарии, Colours of Ostrava (Чехия), из России – Сергей Мельников (директор Park Live, передвинутого на 2021), Илья Бортнюк (рулевой питерского крупнейшего фестиваля «Стереолето», который он надеется провести в сентябре), Сергей Силушин («Доброфест»), Михаил Шурыгин («Рок над Волгой»). Кстати, с «Роком над Волгой» получилось обидно вдвойне. Последний раз он проходил в далеком 2013, когда россиян под Самарой развлекали Rammstein. И вот вдруг организаторы радостно объявили о его возобновлении, как прилетел «черный лебедь».
Фильм специально сделали на двух языках: интервью на русском идут с английскими субтитрами и наоборот. Представители музыкального бизнеса не причитают, не эмоционируют, но четко и по делу высказываются по поводу сложившейся ситуации, приводя для наглядности конкретные данные, цифры, статистику и выстраивают исходя из этого прогнозы. Разумеется – не самые утешительные. Понятно, что, как бы все артисты и промоутеры не поддерживали друг друга онлайн-мероприятиями, монетизировать их (по крайней мере у нас в стране) очень сложно. Люди даже не привыкли покупать аудиотреки в интернете: большинство слушают и скачивают их бесплатно, не моргнув глазом. И дело не в том, что слушатели такие плохие, просто так повелось, что у нас пока не сформировалась культура платить за музыку, воспринимая ее как продукт, как результат человеческого труда. В отличие от Европы. Родственники Андрея Григорьева-Апполонова из «Иванушек», участники группы #APPolonovGang не так давно рассказывали в интервью «МК», например, что как-то заработали в день бесплатного фестиваля в Германии 4 000 евро, просто сыграв одну песню. Дело в том, что на мероприятии было несколько тысяч человек, песня многим, что называется, зашла, и люди тут же купили ее в интернете. Трек стоит 1 евро, купили – 4 000 человек. У нас представить себе такое сложно. Музыканты зарабатывают исключительно на концертах, так что, если в ближайшем будущем проводить массовые развлекательные мероприятия так и не позволят, последствия могут быть очень плачевными.
Многие успокаивали себя в самом начале ввода ограничений, что летом все быстро закончится и вернется на круги своя, но, например, Сергей Мельников сразу понял, что Park Live, учитывая, что на фестиваль приезжает масса зарубежных артистов, провести не получится. Другие тоже не долго обманывались: даже если ограничиваться лайнапом из российских исполнителей, саму техническую подготовку к мероприятиям такого масштаба надо начинать сильно заранее (это и строительство высокотехнологичных сцен, и логистика, и договора с артистами). Какая-то конкретика здесь возможна только при четком понимании, когда будут сняты ограничения на эти самые массовые мероприятия. Впрочем, отечественная музыкальная индустрия продолжает верить, что коронавирус ее изменит, но все-таки не убьет.
Приводятся в фильме сравнения на тему того, как государство поддерживает культурную сферу. В Германии, например, людям творческих профессий выплатили по 5 000 евро и более, а на реабилитацию концертной индустрии будет выделено несколько миллиардов. Плюс к этому 80% зарплаты тех, кто из-за приостановки деятельности в этой сфере оказался временно без работы, также покрывает правительство. У нас, как известно, дело ограничилось пространным и довольно расплывчатым обещанием минэкономразвития оказать финансовую поддержку пострадавшим областям, в том числе развлекательной и культурной сфере. Но ни о ее объемах, ни о том, по какому принципу она будет оказываться, ничего неизвестно. Надеяться на лучшее не приходится.