«Старость может быть не такой плохой, если просто лежишь и наслаждаешься ею», — как-то сказал он в интервью журналу Esquire. И наверняка слукавил: бездействие — последнее слово, который можно охарактеризовать известного актера и режиссера Клинта Иствуда в день его внушительного юбилея. И сегодня он снимает кино (практически по фильму в год!), железной хваткой держит бразды правления на площадке и со стойкостью настоящего героя без страха и упрека смотрит на окружающий мир, изредка вынося ему неутешительные приговоры.
Вообще он из семьи долгожителей. Дед Клинта Иствуда дожил до 92 лет, мать — до 97. Лишь отец, Клинт Иствуд-старший, покинул этот мир неоправданно рано, в 64 года. Его сыну было тогда всего 40 лет, и после этого жизнь Клинта-младшего началась заново: он запретил себе крепкий алкоголь и курение, стал придерживаться здорового питания, прибегать к помощи медитаций и, конечно же, тренироваться. А еще — осуществил свою давнюю мечту и в 1971 году снял первый фильм, а потом еще один и еще. Сегодня многие лучшие фильмы с участием Клинта Иствуда сделал он сам, известный перфекционист, который, кажется, всегда будет стоять у руля современного кинопроцесса. Составить идеальный список его фильмов невозможно — и все же мы собрали 9 значимых картин в его карьере, по числу прожитых десятков лет. Читаем, смотрим и поздравляем Клинта с днем рождения!
1
«За пригоршню долларов», Реж. Серджио Леоне, 1964 год
Он не просто появился в большом кино — Клинт Иствуд въехал на экран в этом вестерне итальянца Серджио Леоне, навеки вписав свой образ в историю мирового кино. Знаменитый взгляд с прищуром, щетина на лице, пончо, под которым прячется револьвер с практически всегда взведенным курком… Герой без страха и трепета, прошлого и даже обычного имени. В его жизни впоследствии будет еще много вестернов — «Хороший, плохой, злой», «На несколько долларов больше» — некоторые из них он сделает с Леоне. Но именно этот, самый первый, в котором безымянный герой Иствуда только начинает свое путешествие, стоит посмотреть сегодня, в день рождения актера и режиссера.
2
«Грязный Гарри», Реж. Дон Сигел, 1971 год
Про героя Иствуда из этой криминальной драмы, полицейского Гарри Каллахана, не снимут прославляющий ролик на ТВ. С бандитами и уходящими от рук правосудия убийцами он разбирается по-своему, минуя бумажную волокиту и доставая из кобуры свой любимый 44-й Магнум. Пять пуль он истратил или шесть, осталась ли еще одна, «лишняя», чтобы приструнить зарвавшегося панка — кто знает. Да и имеет ли это значение, если «грязный Гарри» взялся за дело.
У этой истории про копа, который не боится замарать руки и лично вершит справедливость, конечно же, было свое кинопродолжение (еще четыре фильма!). Впрочем, образ столь неоднозначного героя понравился далеко не всем, а известный кинокритик Полин Кейл так и вовсе называла грязного Гарри настоящим фашистом. Составить свое мнение можно, лишь посмотрев это кино — если вы, конечно, еще этого не сделали.
3
«Сыграй мне перед смертью», Реж. Клинт Иствуд, 1971 год
Коллизия сколь страшная, столь и смешная: ведь Клинт Иствуд в роли мужчины в беде поначалу выглядел для многих зрителей довольно неправдоподобно. С другой стороны — в кои-то веки под рукой у его героя нет верного оружия, а за плечами — военного прошлого. О том, доживет ли он до финала, переживаешь все час сорок экранного времени — в том числе и благодаря актерскому таланту сыгравшей поклонницу актрисы Джессики Уолтер.
4
«Непрощенный», Реж. Клинт Иствуд, 1992 год
Размышление режиссера о далеко не таком безобидном и легком жанре настолько понравилось американским академикам, что «Непрощенный» получил девять номинаций на премию «Оскар». А завоева в итоге четыре — за лучший сценарий, режиссуру, монтаж и мужскую роль второго плана (Джин Хэкмен). Самого же Иствуда в актерской номинации обошел Аль Пачино с «Запахом женщины».
5
«На линии огня», Реж. Вольфганг Петерсон, 1993 год
Ответить на этот вопрос наверняка можно утвердительно еще до просмотра фильма — и причиной тому не столько законы жанра, сколько убедительность самого Иствуда, который и на седьмом десятке лет (а в 1993 году ему исполнилось 63) находил в жизни место для подвига и очередного геройства. Кстати, посмотреть эту картину от мастера экшена Вольфганга Петерсона стоит еще по одной причине: маньяка-убийцу в картине играет Джон Малкович, в свое время получивший за эту роль номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
6
«Мосты округа Мэдисон», Реж. Клинт Иствуд, 1995 год
Одна из самых романтических работ режиссера-Иствуда, сейчас исследующего уже куда более темные чувства в душе человеческой, нежели любовь. Здесь же, в этой драме, которую актер разыгрывает на пару с Мерил Стрип, нежному и трепетному чувству отдается все внимание. Оно вспыхивает между женой американского фермера Франческой (Стрип) и свободным фотографом Робертом (Иствуд) и также быстро обрывается по истечении четырех дней, которые им отмеряет сама жизнь.
Говорят, на площадке уже далеко не юный режиссер и исполнитель главной роли робел перед суперзвездой Стрип — и ровно так же его герой Роберт с какой-то растерянностью принимает в фильме все обожание и нежность, которые отдает ему Франческа. Кино переплетается с жизнью, литература — легший в основу роман Роберта Джеймса Уолтера был написан всего за 11 дней — играет новыми красками на пленке. И посреди этого синтеза — прекрасные Мерил и Клинт.
7
«Космические ковбои», Реж. Клинт Иствуд, 2000 год
Будучи зверино-серьезным режиссером, в нулевые Иствуд все же иногда позволяет себе ослаблять железную хватку и иронизировать — как минимум над самим собой. Об иронии и порохе, которые всегда есть в пороховницах, и рассказывает эта космическая комедия. В далеком 1958 году четверо приятелей метили в заветные места на шаттле, который унес бы их на орбиту — да только тогда вместо бравых парней выбрали… шимпанзе. 50 лет спустя Хьюстону внезапно необходима их помощь: советский спутник связи может рухнуть на Землю, а разобраться в его древней технологии могут лишь такие же повидавшие виды космические ковбои.
Эта картина Иствуда может отличиться самым большим количеством компьютерной графики за всю его долгую фильмографию — но совсем не может похвастаться первыми местами в рейтингах «Лучшие фильмы начала столетия». И зря: не блещущая оригинальным сюжетом, эта драмеди позволяет взглянуть на знаменитого ковбоя с другой стороны. Шляпы в сторону, револьвер остался на Земле, надеваем скафандр и видим пожилого мужчину, который так и не разучился мечтать и осуществлять эти мечты. К слову, он долго отказывался браться за этот проект как раз по причине преклонного возраста — а после увидел, как в 1998 году в космос полетел 77-летний Джон Гленн, и изменил свое мнение. Однажды ковбой — всегда ковбой.
8
«Малышка на миллион», Реж. Клинт Иствуд, 2004 год
Фильм, принесший Хилари Суонк второй актерский «Оскар», а Иствуду — второй режиссерский. История настоящей дружбы и великого боя, который Клинт по традиции ведет совсем не на ринге. Его борьба — за жизнь, справедливость и свое место под солнцем — ведется со временем, судьбой и этим жестоким миром. Против последнего и выступает тренер Фрэнк Данн (Иствуд), который в лице обычной 30-летней официантки Мэгги Фицджеральд (Суонк) находит не только родственную душу, но и замену покинувшей его дочери. От своей подопечной, как и от самого себя, этот персонаж требует самого лучшего. И вместе с тем — как и исполнитель этой роли и режиссер — не строит иллюзий. На ринге ты можешь быть непобедим, но бой с настоящей смертью проходит в совсем других декорациях, и там уже не поможет никакая выдержка.
9
«Гран Торино», Реж. Клинт Иствуд, 2008 год
Известный консерватор в прошлом и сам воевавший в Корее, Иствуд не признает полутонов и всегда идет до победного. Такими же качествами обладает и Уолт Ковальски, которому в борьбе за личную справедливость и во имя порядка на районе не страшно и покинуть этот мир — все лучше, чем кончить жизнь в доме престарелых, куда его пытаются упечь любимые дети. В этом, к счастью, судьбы актера и его героя разительно расходятся — и сегодня в 90 лет Клинт продолжает снимать кино и берется за любимое «оружие» кинокамеру. И так будет, надеемся, еще много и много лет.