Катерина Кононенко начала карьеру продюсера с амбициозной драмы Ивана Вырыпаева «Кислород». Продолжила — еще более смелым проектом, картиной Ильи Найшуллера «Хардкор», в которой не было видно лица главного героя, зато в кадре появлялись Данила Козловский, Сергей Шнуров и Кирилл Серебренников. Сегодня она продюсирует как клипы группировки «Ленинград», так и фестивальные драмы с международным актерским составом. Последний полнометражный фильм продюсера — фильм «Марафон желаний», в котором главные роли исполнили Аглая Тарасова, Кирилл Нагиев, Мария Миногарова и Александр Гудков. На повестке дня у Екатерины еще один, уже сольный «проект» — книга «Продюссер. Инструкция по применению, или куда приводят мечты»: иллюстрированная комиксами супергеройская история о работе за пределами кадра и непредсказуемости мира кино. В преддверии появления этого учебника о российской киноиндустрии мы решили поговорить с его автором.
Екатерина Кононенко и Александр Гудков на презентации фильма «Марафон желаний»Екатерина, можете пояснить для нашей аудитории, чем вообще занимается кинопродюсер?
Продюсеры — это топ-менеджеры в индустрии кино. Знаете, как есть, к примеру, рестораторы, которые отвечают за то, в каких ресторанах люди едят. Так и мы, продюсеры, отвечаем за то, что люди смотрят в кино. Найти проект, найти финансирование, произвести, продать и донести его до потребителя — в этом и состоит наша задача.
И как становятся кинопродюсерами?
Пути могут быть самыми разными, так же как и мотивации. Моя дорога в кино была долгой. Я начинала помощником режиссера: сразу после школы, как только поступила во ВГИК, пошла работать на съемочную площадку. Прошла все возможные этапы в профессии. Училась, получила несколько образований в сфере кино: сценарное, режиссерское и продюсерское. Ну и, конечно, не переставала работать.
Когда-нибудь жалели о своем выборе? Ведь кино, как говорят многие, один из самых рискованных бизнесов.
Нет времени жалеть ни о чем. Да, кино это дело рискованное, но пока в моей жизни ничего более интересного и захватывающего в смысле призвания не было. Я такой человек: не могу посвятить себя чему-то, если не чувствую азарта. Обязательно должны быть какие-то интересные задачи, преодоление которых каждый раз выводит меня на новый уровень — и в профессии и в понимании себя.
Екатерина КононенкоЖенщине-продюсеру сложнее добиться чего-то, чем мужчине?
Скажем так, конкретно мне, как женщине, сложнее. Я маленькая, хрупкая (Смеется.) и предрасположена к рефлексии. Часто это мешает принимать жесткие решения, которые создают острые ситуации. А без них ни в каком бизнесе не обойдешься. Но черстветь пока не хочется (Улыбается.) Так что я ищу свои уникальные методы. Пробую обходить углы, но оставаться при этом честной.
С какими трудностями приходилось столкнуться в начале карьеры? И присутствуют ли они до сих пор?
Трудности — синоним кинопроизводства. Их не избежать. А перечисление всего списка этих сложностей займет несколько сотен абзацев. Так что лучше и не начинать. Скажу только: трудно все, что связано с коллективным творчеством и общим делом. Как правило, трудности в такой деятельности всегда одни и те же (Улыбается.).
Какой ваш самый сложный в плане организации проект?
Знаете, когда мы закончили снимать «Хардкор» (фильм Ильи Найшуллера, снятый от первого лица при помощи камеры GoPro — Ред.), я подумала: «Вот теперь мне ничего не страшно! Теперь я точно видела все!». Но нет! В каждом новом проекте свои приключения. Старые трудности забываются, новые бодрят! Про это я отдельно рассказываю в своей книге.
Фильм «Я худею», на котором вы работали продюсером, собрал в прокате свыше 600 миллионов рублей. В чем вы видите причину такого успеха?
Качественный продукт, профессиональная команда (режиссером картины выступил Алексей Нужный, а в главных ролях снялись Александра Бортич, Евгений Кулик и Ирина Горбачева — Ред.). Точные расчеты. У этой картины не было никаких помех. Она сложилась как по маслу, так и выстрелила. Очень хороший был опыт.
В вашей фильмографии — фильмы в самых разных жанрах: от боевика «Хардкор» до артхаусной драмы «Троица» и романтической комедии «Я худею». По каким критериям вы находили эти проекты. Или они находили вас?
Это очень хороший вопрос! Сейчас я задумалась и поняла: а ведь и правда, это сами фильмы меня находят.
Вам обязательно сразу видеть коммерческий потенциал истории? Или вы готовы рискнуть и заняться проектом, про который многие говорят «он не добьется успеха?»
Я берусь за проекты по зову сердца и интуиции, как бы нелепо это не звучало. Наверное, этим женское от мужского и отличается. Мне кажется, в России ни один продюсер не может быть на 100% уверен в каком бы то ни было результате. Бывает по-разному, иногда ожидания не оправдываются, а иногда превосходят сами себя.
Съемочная группа фильма «Я худею»
Какие самые невероятные заблуждения об этой профессии вы слышали?
Романтизаця процесса съемок и веселая светская жизнь продюсеров — наверное, самое распространенное, что я слышала про свою работу. На деле же, прежде чем ты попадешь на красную дорожку и выйдешь получить свой главный приз, может пройти целая жизнь, полная разочарований, скандалов, обид и прочего. Люди видят лишь внешнюю часть, обертку, они не заглядывают на дно шахты, где мы все сидим и добываем свой золотой песок (Улыбается.)
Многие до сих пор (часто ошибочно) считают, что продюсер — тот, кто пресекает творческие порывы режиссера. Как вы относитесь к такому утверждению?
Ну знаете, иногда и не без этого (Улыбается.)
История кино знает немало случаев, когда продюсер рисковал всем и закладывал имущество, чтобы картина увидела зрителя. А вы готовы ради любимого проекта пойти на такие риски?
Ради любимого — нет. Но, наверное, в жизни любого настоящего продюсера рано или поздно появляется такой проект, ради которого он готов на все. Но классифицируется он по-другому.
Вам бы хотелось когда-нибудь пересесть из продюсерского кресла в режиссерское?
А я и так в нем периодически сижу. И мне достаточно.
Екатерина Кононенко