В этом году погоды на острове стояли кинематографические — дожди моросящие и проливные, ветра, холод, туман и свинцовое небо — сахалинский август не задался. На церемонии открытия — ливень. Но множество сахалинцев стоят под зонтами и ждут. Что им этот дождь, когда открывается «Край света»?
Выходной день всего один — традиционный выезд на озеро Изменчивое. Красивейшее место, где озеро соединяется с океаном, и в зависимости от приливов и отливов вода в нем то соленая, то пресная. Отсюда 7 км по воде до Японии, сюда нередко заплывают нерпы и осторожно глазеют на столичных кинозвезд, которые отважно ныряют в ледяную воду. В этот единственный фестивальный день погода смилостивилась, но потом быстро вернула фестивальным гостям рабочий настрой.
Этим летом у нас не задалось с погодой, но, мне кажется, август был жарким, насыщенным, и сделал его таким фестиваль «Край света. Восток», город встрепенулся, — говорил на закрытии мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин.
Слова чиновников — это обязательная и, как правило, самая скучная часть любой церемонии, но тут мэр говорил от души. Он сам ходил в кино, смотрел, например, фильм Вернера Херцога «ООО «Семейное счастье» — докдраму о том, как японцы, чтобы создать видимость благополучия, нанимают в специальной фирме людей, временно исполняющих роли мужей, отцов и даже сотрудников компаний, которым начальство должно сделать выволочку. После просмотра мэр делился впечатлением — фильм понравился. И зрителям тоже. Это всем близкая тема — тотальное одиночество в эпоху искусственного счастья, создаваемого напоказ. Вот уже несколько лет подряд залы на фестивале всегда полны — кино со всего света, которое отбирает Алексей Медведев, рассказывает сахалинцам о том, что в Финляндии или в Бангладеш, в Эфиопии или в Новой Зеландии — люди живут теми же проблемами, что и они.
Сахалинцы обижаются, спрашивают — почему мы край? Мы же — утро родины, с нас все начинается. Но край света — это та линия, где глаз зрителя встречается с замыслом автора, — объясняет генеральный продюсер и основатель фестиваля Алексей Агранович.
В программе 112 фильмов из 40 стран — представлен весь глобус, кроме Антарктиды. Из России в конкурсе трое — уже прославленная «Дылда», получившая призы на Каннском кинофестивале (она и станет победителем фестиваля, получив Гран-при и приз за женские роли), титулованная «Кинотавром» «Большая поэзия» (актеры картины – Александр Кузнецов и Алексей Филимонов получили приз за лучшую мужскую роль с денежным эквивалентом 200 000 рублей. По удивительному совпадению именно столько их герои -инкассаторы получают на двоих за героическое спасение денег банка), и «Мальчик русский», мировая премьера которого прошла в престижной программе Берлинале «Форум» и которому жюри «Края света» отдало свой спецприз за многообещающий дебют — пронзительный фильм о том, как мальчика забыли на войне. Зато представление этого фильма на церемонии открытия ни один гость фестиваля не забудет никогда. Автор церемонии Андрей Корешков придумал форму презентации конкурсной программы, когда дети в масках зверушек, сидящие под бутафорской елочкой, должны были прочесть остроумные четверостишия, пересказывающие содержание конкурсных картин. Ведущий церемонии Алексей Агранович случайно промахнул листок в сценарии, и мальчика-волчонка пропустили. Ведущий стоял к ребенку спиной, но из зала было видно, как мальчик нервно застучал ножками. И когда уже выступили все, а обидный пропуск так и не обнаружился, мальчишка встал и решительно двинулся к Аграновичу, снял маску и кусая губы, чтобы не разреветься, сообщил ведущему об оплошности. Алексей попытался сгладить ситуацию, а мальчик взял микрофон и со слезами, стоящими в глазах, стал мужественно читать свои четыре строчки, рифмуя «Мальчик русский» с «большой эмоциональной нагрузкой». Зал зарыдал и взорвался аплодисментами. Этот русский мальчик ростом в метр показал всем, что такое островной сахалинский характер.
9 лет назад, когда фестиваль впервые пришел на Сахалин, с аудиторией здесь было непросто. Островитяне, не избалованные культурным разнообразием, отнеслись к начинанию москвичей настороженно и без доверия. Но с каждым годом дистанция сокращалась, отношения теплели — сахалинцы осторожно потянулись в специально построенный в 2014 году фестивальный кластер, где раздавали билеты, наливали кофе, продавали книжки и впервые заработали мастерские. Жители острова почувствовали, что их здесь ждут, им рады и этот фестиваль — для них. Фестивальные залы заполнились, а запись в мастерские заканчивалась в тот же день, что и начиналась, — спрос значительно превысил предложение и фестиваль стал расширяться.
Московские кураторы предлагали сахалинцам интересную игру — рисовать мультфильмы, снимать кино, писать собственную историю, составлять путеводители, делать дизайн-проекты и много чего еще. Эти мастерские по сути — главная смысловая часть фестиваля. Многие их выпускники уже выросли и в этом году организовали собственный, первый в России фестиваль, сделанный руками детей до 18 лет, — «Игра света», в котором соревновались 79 фильмов из 8 стран, снятые подростками. Почетным президентом фестиваля будущего (так его назвали дети) стал Данила Козловский, который не только не скупился на селфи и общение с подростками, но и учредил собственный приз — он достался 14-летней сахалинке Варе Родионовой, теперь компания Данилы DK Entertainment возьмется за продюсирование ее следующего фильма.
Во взрослое жюри фестиваля (было еще и подростковое) вошли режиссер Наталья Мещанинова («Сердце мира», сериал «Школа»), продюсер Артем Васильев («Довлатов», «Юморист», анимационный сериал «Три кота») и звезда современного подросткового кино Семен Трескунов («Хороший мальчик», «Призрак», «Частное пионерское»). «Это ребята — кайф, скажу я вам!» — написала в Facebook Наталия Мещанинова. «Мы будем ждать этого фестиваля больше, чем Новый год», — говорили многие участники феста.
За 4 фестивальных дня градус счастья на острове превысил столбики всех термометров. Даже местное ГУВД, которому положено было охранять массовое мероприятие, через свои соцсети приглашало на фестиваль сотрудников с детьми.
А на утро после окончания фестиваля две девчонки-лауреатки (Ольга Зайцева и Марина Малыш) встали и подали свои новые проекты на взрослый питчинг — вот он, сахалинский характер. И не просто подали и с честью выдержали два тура защит, но и в результате оказались победительницами — они выиграли самые крупные денежные гранты от правительства Сахалинской области. В жюри питчинга этого года вошли гендиректор канала «Пятница», журналист, музыкант и продюсер Николай Картозия, режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов, продюсеры Георгий Шабанов и Илья Шамазов. «Я не заскучал практически ни разу, — делится впечатлениями Николай Картозия, — и я удивлен, как круто были подготовлены даже непрофессионалы. Четыре-пять историй, если их здорово реализовать, — это вполне общероссийский уровень». Питчинг (или конкурс кинопроектов) — еще одна важная смысловая составляющая «Края света».
Продюсер Алексей Агранович еще в прошлом году придумал создать на острове кинофонд, чтобы развивать местную островную киноиндустрию. Почти никто не верил в то, что это возможно, но Агранович убедил сахалинские власти выделить 5 миллионов рублей. Заявки, поданные на первый конкурс, оказались весьма приличными, 6 соискателей выиграли, но правительство на острове неожиданно сменилось, и Аграновичу пришлось убеждать нового ВРИО губернатора выполнить обязательства предшественника. Новый ВРИО — по профессии физик-ядерщик — не был уверен, что развитие киноотрасли на острове — это приоритетная задача, но Агранович умеет убеждать. Посмотрев на то, как работает фестиваль, Валерий Лимаренко не просто выделил деньги на новый конкурс, но и прелюдно объявил о намерении создать Совет по развитию регионального кинематографа, работать над образовательными программами и оказывать грантовую поддержку сахалинским кинематографистам. Первым в Совет губернатор пригласил Алексея Аграновича. И первым шагом стало обещание удвоить на следующий год бюджет конкурса — теперь он составит 10 млн рублей. И не исключено, что вскоре мы узнаем о новой сахалинской кинематографической волне.
Текст: Елена Слатина