Site icon Art Tower

В Лондоне создали уникальный российско-британский оркестр

Презентация уникального российско-британского Фестивального Оркестра Бриттена-Шостаковича, создание которого было вдохновлено дружбой двух великих композиторов XX века, состоялась в Лондоне. Самые талантливые молодые музыканты Великобритании и России объединятся и проедут с масштабным туром по городам двух стран. Проект стал возможен благодря поддержке российской «Роснефти» и британской ВР.

Фото: Пресс-служба ПАО «НК «Роснефть»

Оркестр Бриттена-Шостаковича сформировал и возглавил художественный руководитель московской «Новой оперы им. Е.В. Колобова», британский дирижёр Ян Латам-Кёниг.

В состав Оркестра вошли 86 молодых музыкантов от 18 до 28 лет, представляющих ведущие консерватории России и Великобритании. Среди них — Московская государственная консерватория им. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, Королевский музыкальный колледж (Лондон), Королевская академия Музыки (Лондон), Королевская Консерватория Бирмингема, Гилдхоллская школа музыки и театра, Королевский Уэльский колледж музыки и театра (Кардифф).

Свой первый тур Оркестр проведёт в сентябре. В программе Сюита для эстрадного оркестра и эстрадная поэму «Казнь Степана Разина» Шостаковича, а также «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Музыканты исполнят также «Взлетающий жаворонок» и «Фантазия на тему Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, сюиту «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Своё мастерство представят пианист Павел Колесников, скрипачка Дженнифер Пайк. Вместе с ними сыграют актеры Эдвард и Фредди Фокс. Почетными президентами Оркестра выступают Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский, руководитель «Фонда Дмитрия Шостаковича» и вдова композитора Ирина Шостакович, а также выдающийся российский дирижёр Юрий Темирканов.

Выступления начнутся с двух концертов в Сочи 9-10 сентября – в парке науки и искусства «Сириус». Затем 12 и 14 сентября музыканты сыграют в Московской государственной консерватории им. Чайковского, а завершится российская часть тура концертом 15 сентября — в Санкт-Петербургской Академической филармонии им Д. Шостаковича. Тур по городам Великобритании пройдет в период с 17 по 25 сентября — Оркестр последовательно выступит в Бирмингеме, Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Эдинбурге, Бейзингстоке и Лондоне.

«Мы планируем каждый год собираться для совместных выступлений — рассказал председатель оркестра Чарльз Хендри — Это один из немногих подобных проектов в мире и первый — для России и Великобритании. Мы бы не смогли сделать это без поддержки властей двух стран. Гигантскую помощь оркестру оказали наши спонсоры — компании «Роснефть» и BP. У этих двух компаний есть долгая история сотрудничества. И то, как они поддержали нас, чтобы претворить этот проект в жизнь — выдающееся достижение с их стороны. Оркестр ломает барьеры между двумя странами».

Всё началось ещё в далёком 1960 году, когда случилось историческое знакомство Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, встретившихся на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале. Тогда, кстати, Мстислав Ростропович впервые в Великобритании представил Первый виолончельный концерт Шостаковича. Через несколько лет Бриттен говорил в интервью: «Русские и британцы имеют долгую историю дружбы и симпатии. Не стоит судить об англичанах только по тому, что публикуют в наших газетах. Мы испытываем большое уважение к советскому искусству; советские артисты и выступления стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы хотели бы познакомить вас с нашим искусством». Благодаря дружбе обоих композиторов с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, Бриттен и Шостакович смогли преодолеть идеологические границы эпохи холодной войны.

Шостакович и Бриттен восхищались музыкой друг друга. Например, произведение британского композитора «Питер Граймс» был вдохновлен оперой россйиского коллеги «Леди Макбет Мценского уезда», которую он впервые услышал в 1935 г.

Несмотря на дипломатическую напряженность между странами , Бриттен и Шостакович на постоянно обменивались партитурами и записями через посредников. Главным из них был Ростропович и его жена Галина Вишневская. Они образовали дружный квартет друзей, способный преодолеть физические границы. В 1961 г. в Ковент-Гарден поставили новую версию оперы «Леди Макбет» Шостаковича — «Катерина Измайлова», которую высоко оценил Бриттен. Он писал: «Мой дорогой Дмитрий Шостакович, наш хороший друг Слава здесь с нами уже два дня, и он доставит вам мою записку, в которой я хочу вас сердечно поблагодарить за замечательное письмо. Мне очень жаль, что я и тысяча англичан не смогли поприветствовать вас во время исполнения оперы «Катерина». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и радуюсь, что она была очень хорошо оценена здесь».

Заграничные гастроли русских музыкантов были затруднены советскими властями, но   Бриттен искал любую возможность посетить Россию и узнать больше о ее культуре. Во время  «оттепели» и при большой поддержке Ростроповича, Бриттен приехал в Советский Союз в 1963 году для участия в Британском музыкальном фестивале и вернулся в следующем году с гастролями Английской оперной группы, с которой он выступил в качестве дирижера для трех своих опер. Между 1963 и 1966 гг. Бриттен и Шостакович встретились в СССР шесть раз.

Культурный обмен Бриттена с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской, несомненно, повлиял на его творчество, начиная с «Военного реквиема» (первоначально задуманного для исполнения Вишневской), русскоязычного цикла песен «Эхо поэта» и до возвращения к инструментальным композициям, особенно к его концертам для виолончели, написанным для Ростроповича.

Бриттен посвятил Шостаковичу свою оперу «Блудный сын», а Дмитрий Дмитриевич посвятил британскому композитору Симфонию №14. Более того Бриттен стал первым дирижёром этой постановки за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 г. Газета The Times писала: «Все присутствующие в концертном холле Maltings могли видеть и слышать, что Бриттен ведет концерт, который глубоко его растрогал и который является плодом тяжелого труда, но и плодом любви».

Шостакович приехал на родину Бриттена, в Олдборо лишь однажды в 1972 г, когда работал над черновиком партитуры оперы Бриттена для «Смерть в Венеции». Шостакович отмечал в интервью The Times: «Мне нравится [Бриттен] как человек и как музыкант… Я особенно восхищаюсь его талантом и его чувствительностью. Мы встречаемся слишком редко». Узнав о смерти Шостаковича, Бриттен написал: «Он величайший композитор, которого я когда-либо имел честь знать».

Exit mobile version