В рамках международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» состоялся концерт корейской традиционной музыки и мастер-класс, где зрители смогли больше узнать о инструментах Страны утренней свежести. Хотя за последние несколько лет в России сильно выросла популярность корейской культуры и языка благодаря поп-группам, мало кто знаком с традиционной корейской музыкой.
фото: Дарья Волнухина
Музыканты исполняют композицию Ёнсанхвисан
Теплый летний вечер. Люди гуляют, сидят на лавочках и просто спешат по своим делам. Но среди них есть и те, кто стремится скорее зайти в здание, затерявшееся среди таких же, построенных в ряд на Чистопрудном бульваре. Еще недавно желающие приходили сюда для того, чтобы купить билеты в театр «Современник», но сейчас здесь только те, кого интересует культура Кореи.
Оказавшись на первом этаже, можно уже немного углубиться в другую культуру. Например, благодаря традиционным музыкальным инструментам: каягыму, комунгу и тэгыму, но об этом немного позже. А пока проследуем на третий этаж, где гости ожидают начала мастер-класса, который провели корейские музыканты.
Чон Мин Чон держит свой инструмент, каягым. «Его отличительная особенность заключается в возможности издавать чистые и высокие ноты», — рассказывает она.
Все желающие могут рассмотреть инструмент. Каягым имеет плоский корпус удлиненной формы с двумя отверстиями на одном из концов. Наиболее распространен двенадцатиструнный каягым. Каждой струне соответствует своя специальная «подставка», благодаря которой и производится настройка.
Исполнительница поделилась тем, что каягым — это очень древний музыкальный инструмент, и для того, чтобы суметь сыграть что-то, а не просто издать звук, потребуется как минимум три года.
фото: Дарья Волнухина
Музыканты исполняют Ариран
Каягым часто сравнивают с комунго. Однако обладательница этого музыкального инструмента, Квон Мин Чон, подчеркнула:
— Если каягым поет женским голосом, то комунго — мужским.
Подобный эффект достигается с помощью бамбуковой палочки, которой защипывают струны.
Вообще же все корейские инструменты относительно новые. Как оказалось, связано это с тем, что с возрастом они грубеют. Например, комунго Квон Мин Чон выглядит достаточно древним, словно из XVII века, но ему всего пять лет.
В Москве корейские музыканты мастерски исполнили особый род музыки, санджо, в сопровождении барабана, чангу. Для ансамблевой композиции Ёнсанхвисан к уже имеющимся музыкальным инструментам добавляется и тэгым, корейская флейта. По словам Ли Хан Юна, тэгым был создан для того, чтобы выражать человеческие чувства наиболее точно. Таинственные мелодии пленили московского зрителя.
Покорили и национальные костюмы музыкантов. Исполнительницы выступили в корейском традиционном наряде, ханбок: жакете и длинной юбке, часто из яркой цветной ткани. В собранных волосах — заколки, переливающиеся и блестящие на свету. Мужчины также были облачены в традиционную одежду, а на их головах надет кат, корейская шляпа черного цвета и отчасти просвечивающая.
Завершается концерт исполнением древней и известной корейской композицией Ариран.