Site icon Art Tower

Монеточку затопили «молоком» и Маяковским

Летом, чтобы насладиться яркой живой музыкой самых разных стилей и направлений, совсем не обязательно отправляться в поля и леса за сотни километров от города. По всей Москве проходят не менее интересные события на открытом воздухе: концерты на крышах, ночные дискотеки во дворах арт-пространств, уличные перформансы и опен-эйры. В минувший уик-энд MegaБит посетил один из самых крупных летних фестивалей, который проводится в столице уже восьмой год подряд, собирая под своим крылом российских и зарубежных артистов всех музыкальных мастей. В 2019-м лайн-ап получился особенно изысканным и разноплановым.

Фото: Арсений Горшенин

Уже днем на поле перед главной сценой было жарко. Кажется, параллельно с повышенным вниманием публики к рэпу, инди и прочим новомодным тенденциям поднялась новая волна интереса к гранжу. Поклонники еще не успели остыть после большого концерта одних из его пионеров Alice in Chains, которые совсем недавно взорвали многотысячный зал первым выступлением в России, как на любителей жанра вылили новую его порцию. На этот раз, правда, местного розлива — от гаражного трио «Казускома». Хотя его участники — ребята, совершенно очевидно ностальгирующие по прошлому, на своих шоу они собирают внушительное количество фанатов. За два года музыканты успели записать три альбома, выступить на разогреве у американского исполнителя и продюсера, экс-участника и основателя The White Stripes Джека Уайта, а также получить в 2018-м титул «Лучшая рок-группа» на одном из крупнейших альтернативных фестивалей.


«Казускома». Фото: пресс-служба фестиваля

Совсем другую по стилистике, но не менее любопытную программу отыграла команда «Друг». Это еще относительно юное детище бывших музыкантов группы Coockoo. В 2017-м они выпустили дебютный EP «Вода», в записи которого приняли участие уже ставшие корифеями инди-сцены Наадя и Sirotkin, ну а в прошлом году разродились уже полноценным альбомом с патетическим названием «Слова и волны». Артисты говорят, что все песни для него сочинялись «в разные годы, в разных странах и разных настроениях».

В отличие от них, материал одного из самых модных в России коллективов On-The-Go, который также отличился на опен-эйре, кажется более однородным и четко направленным. Начав свой творческий путь в 2007-м в Тольятти, его основатели стали играть дэнс-рок, но очень быстро поняли, что наступает время совсем других трендов, легко и непринужденно переключившись на инди-поп. Не ошиблись: исполнителей сразу заметили, стали звать в качестве хедлайнеров на различные фестивали не только в разные города России, но и в другие страны. Сейчас они успешно выступают как на родине, так и за рубежом, продолжая держать планку, несмотря на появление новых любопытных слушателям персонажей.

Одна из последних — эксцентричная певица Лиза Громова. То ли в шутку, эпатажа ради, то ли нет, в ее официальной биографии говорится, что начинала она с исполнения нетленок «Руки вверх!», «Иванушек International» и первой «Фабрики звезд». Потом барышня стала солисткой группы «Озера», с которой выпустила альбом с трудновыговариваемым названием «В отличие от тебя, хардкор никогда не умрет», а затем — сольную пластинку «Прелесть», которую спродюсировал Александр Пьяных из команды «Мальбэк». С ним-то и выстрелила артистка. На сцене (как и в своих клипах) она выглядит как персонаж из мультфильмов: смешная кудрявая девочка в очках, поющая странные песни под ненавязчивый электропоп. Одно из самых популярных ее видео, на композицию «Дурачок», нарочито снято как будто на старую любительскую камеру в 90-е. Сама она в нем то танцует в длинном сером пальто на фоне интерьера «бабушкиной квартиры», то задумчиво сидит среди камней на поле, напоминающем старое кладбище. Больше всего девушку раздражает, когда ее причисляют к так называемому «российскому неопопу десятых» (термин родился не так давно, на волне последних музыкальных событий) и сравнивают с Монеточкой.


Лиза Громова. Фото: Арсений Горшенин

Тезка Громовой (Монеточку тоже зовут Лиза) также появилась на площадке. Могло возникнуть ощущение дежавю: хотя новая звезда уверенно продолжает собирать тысячи людей на танцполе, каждое ее выступление до боли похоже на предыдущее. Как, впрочем, и реакция публики, которая делится на два лагеря: одни впадают в эйфорию, как завороженные пританцовывая, подмурлыкивая любимице; другие пожимают плечами и все никак не могут понять, что нашли в этом «явлении» первые.

Если двум Лизам все-таки еще предстоит пройти проверку на прочность, талант и профпригодность временем, то группа The Retuses (кстати, появившаяся на горизонте в тот же момент, что и On-The-Go, — в 2007-м) уже давно стала одним из лидеров инди-сцены. Ее создатель Михаил Родионов называл своими главными вдохновителями персонажей из совершенно разных миров — Александра Вертинского и американский инди-фолк-коллектив Beirut, некоторые из композиций которого успешно исполняет в кавер-версиях. Одной из визитных карточек команды в свое время стала песня на стихи Есенина «Письмо к женщине», в которой классический текст заиграл неожиданными красками.


The Retuses. Фото: Арсений Горшенин

Для Родионова всегда была важна концепция. Все началось с емких, но содержательных импровизаций, которые он записывал с бывшим соратником по группе Кириллом Назаровым на диктофон и размещал в Сети. После были уже полноценные альбомы, сведение композиций для которых артист продолжал делать у себя дома, несмотря на контракт со звукозаписывающим лейблом. Знаковой стала пластинка «Astra», где каждая песня — отрывок из письма, монолог или эпитафия какому-то конкретному человеку. Имена этих людей автор сознательно не называл, предоставляя слушателям возможность пофантазировать. Название работы было навеяно известной латинской пословицей «через тернии к звездам» — «per aspera ad astra». Выпустив пластинку, коллектив распался, но, выдержав паузу, Михаил снова собрал его.

В этом году (спустя 6 лет после перерыва) вышел новый альбом — OMYT. Выходя на сцену, The Retuses как будто обволакивают пространство своей энергетикой — плавной, вязкой, как это было и много лет назад, но звучание стало более глубоким, разнообразным, тексты, наоборот, порой менее витиеватыми, вплетающимися в палитру звуков, как еще один инструмент. Правда, тяга фронтмена к поэтическому наследию никуда не делась, только Есенин уступил место другому автору: в финале одной из новых композиций звучат стихи Маяковского.

Лайн-ап пестрел и сетами зарубежных артистов. Ироничным синти-попом с элементами электро- и трип-хопа порадовала публику бельгийско-карибская певица Charlotte Adigery, ставшая популярной после начала сотрудничества с продюсером Bolis Pupil. Свои шоу она всегда делает красочными, похожими на карнавал, а в музыку вплетает записанные на телефон диалоги, насыщенные синтезаторные партии и этнические мотивы. С не менее бодрым трек-листом выступил немецкий электро-поп-исполнитель под псевдонимом Roosevelt, который еще в 2016 году ворвался на вершины европейских чартов и успешно продолжил карьеру, став желанным гостем фестивалей по всему миру. Его соотечественник Дэвид Огуст из Берлина устроил для зрителей аудиовизуальное шоу с абстрактным видеорядом, в начале которого на балконах над танцполом появились люди в черном, в горящих красным цветом масках и стали скидывать вниз большие разноцветные шары. Получив в свое время классическое музыкальное образование, этот артист выбрал тем не менее авангардный путь и называет свое творчество «подсознательным процессом», а лайвы — «свободной импровизацией».

Несмотря на разнообразие героев и жанровой палитры, самыми ожидаемыми были выступления двух хедлайнеров. Первой стала экстравагантная ирландская певица Ройшн Мерфи. Публика обратила на нее внимание в 1990-е, когда танцпол взрывала композиция дуэта Moloko «Sing It Back». Команда, взявшая свое название из скандальной книги «Заводной апельсин», где словом «moloko» называли смесь молока и наркотиков, через некоторое время распалась, а Мерфи пустилась в одиночное плавание, создавая одну за другой необычные, яркие работы. Потом она, правда, нажала на «стоп». И только в 2015-м вернулась с первой за последние 8 лет пластинкой, снова удивив слушателей талантом и эксцентричностью.


Ройшн Мерфи. Фото: Арсений Горшенин

В дуэт Moloko вместе с Мерфи входил ее тогдашний возлюбленный Марк Брайдон, который игриво увлек за собой девушку в мир музыки (до встречи с ним Ройзи, как ее ласково называют в России, не пела профессионально). Оригинальный тембр голоса Ройшн и находчивость Брайдона, проявившаяся в нестандартных аранжировках, обеспечили команде успех, однако музыкантам не удалось впоследствии противостоять бурям личных отношений. Так случилось, что в последний раз участники Moloko приезжали в Москву как раз на пике славы и за несколько месяцев до распада группы. Когда их роман закончился, они не смогли работать вместе и разбежались по углам. Точнее, энергичная Ройшн забиваться в угол как раз не стала, а бодро и уверенно продолжила петь и сделала сольный проект.

Ее дебютный альбом «Ruby Blue», созданный вместе с известным саундпродюсером Мэттью Хербертом, похвалили не только фанаты, но и критики: расставание с Марком пошло девушке только на пользу, и она пустилась во все тяжкие, точнее, смелые музыкальные эксперименты. Не менее сочной получилась и вторая сольная пластинка «Overpowered». На ее презентации в столице певица случайно упала и раскроила бровь. Сейчас она вспоминает, что тот случай стал для нее чуть ли не трагедией и она в буквальном смысле слова «едва не потеряла лицо». То ли по причине этого инцидента, то ли из-за общей эмоциональной усталости Ройшн взяла продолжительный тайм-аут.

За 8 лет, которые артистка не выходила на сцену, она успела родить двоих детей, а потом… вернулась в строй как ни в чем не бывало, выглядящая так же прекрасно, как и раньше, и выдала поклонникам EP «Mi Senti». В мини-сборник вошли кавер-версии песен итальянских эстрадных исполнительниц. На его создание Мерфи вдохновил ее бойфренд Себастьяно Проперци, продюсер родом из Милана. Учитывая особую любовь российской публике к итальянской эстраде, слушатели приняли работу на ура и с нетерпением ждали следующей. Полноценный альбом со странным (в духе Ройшн) названием «Hairless Toys» («Безволосые игрушки») не заставил себя ждать. С ним певица отправилась в турне, не забыв и про Москву.

Еще через год вышла следующая пластинка «Take Her Up To Monto», последняя на данный момент. С тех пор поклонники ждут очередной премьеры и наслаждаются концертами дивы. Мерфи всегда удается тонко простроить драматургию.

Фестивальное шоу началось с осторожного, вкрадчивого, но ритмичного вступления. Музыканты постепенно наращивали эмоциональный градус, на большом экране хаотично двигались цветные фигуры. Артистка вышла на сцену в ярко-желтой свободной куртке, белых перчатках, кепке и темных очках странной формы, похожая на инопланетянку. Кажется, что все ее композиции — разные главы какого-то фантастического романа-эпопеи, но, будучи узнаваемой, она умудряется «раскрашивать» свой материал элементами самых разных стилей. Условно музыку Ройшн можно назвать трип-хопом, но к нему добавляются элементы многих других электронных направлений, а кое-где даже проскальзывают джазовые партии. Во время выступления исполнительница непринужденно меняет костюмы, не уходя с площадки, предстает перед публикой в образе то эдакой Мальвины в черно-зеленой куртке с пестрым жабо, то утонченной аристократки в широкополой шляпе и черных перчатках выше локтя, то королевы рейва в пестрящей кислотными цветами одежде. На сцене Мерфи чувствует абсолютную свободу: может, например, спеть композицию, прикрывая лицо мишенью, или лежа на полу, спрятавшись за аппаратурой. За эту непредсказуемость поклонники и любят певицу, зная, что на каждом шоу их ждет что-то новенькое. Каждый раз это отдельная история, путешествие в неизвестном направлении.

Завершением концертной программы на главной сцене стал концерт лондонского певца и композитора Джеймса Блейка. Его музыка — яркий пример того, как можно заворожить публику, исполняя протяжные, эмоциональные, но тягучие композиции под клавишные. За 10 лет карьеры ему удалось создать свой особый музыкальный язык, в котором в меланхоличное электронное звучание вплетаются элементы ритм-энд-блюза, дабстепа и соула. Свой первый альбом «James Blake» артист выпустил в 2011-м, а через два года записал судьбоносную пластинку «Overgrown», с которой уже обратил на себя особое внимание слушателей, критиков и получил несколько наград. В 2016-м поклонники активно обсуждали в соцсетях следующую работу «The Color Is Anything», а 2019-й ознаменовался диском «Assume Form», надо сказать, чуть более позитивным по звучанию, чем предыдущие.


Джеймс Блейк. Фото: Арсений Горшенин

Тематика песен Блейка близка каждому — это чувства, психология отношений. Найти свою аудиторию и очаровать миллионы поклонников по всему миру Джеймсу удается, преподнося истории о вечных истинах по-своему. Ему удается быть понятным, доступным, но оригинальным, находить ту золотую середину, которую некоторые музыканты ищут всю свою жизнь. Выступление англичанина стало органичной точкой в финале насыщенного фестивального дня.

Exit mobile version