Московский концерт юбилейного тура «Машины времени» планировался как нечто особенное. В итоге он таким и получился. Столичная гигантомания, но при этом очень уютная атмосфера встречи старых друзей. И несмотря на прогнозы, кажется, никто не замерз.
Фото: Маргарита Шол.
Концерт на открытой площадке иногда напоминает попытку перехитрить природу. Фанаты со стажем, наверное, помнят, как давным-давно в «Лужниках» едва не утонуло помпезное концертное действо Майкла Джексона, а не так давно там же до нитки промокли U2. Те, кто дотошно изучил концертную практику роллингов, возможно, знают, что иногда на саундчеке Кит Ричардс исполняет ритуальный танец, чтобы отогнать дождь. Дедушка берет в руки что-то вроде посоха и начинает не совсем приличные телодвижения, тем не менее в Москве это тоже не помогло. О ритуалах участников «Машины времени» толком ничего неизвестно. За день до концерта было подозрение, что не поможет даже массовая медитация, однако к моменту, когда ворота арены открылись, дождь удивительным образом закончился.
Наверное, Макаревича и Ко теперь можно причислить к той небольшой группе гастролеров, которым удалось обыграть в кошки-мышки московское лето, тем не менее погодная лотерея все же сказалась на энтузиазме потенциальной публики — и в итоге народу на арене было меньше, чем того заслуживало мероприятие. Но те, кто пришел, вряд ли думали в этот вечер о климате.
Тур, посвященный пятидесятилетию «Машины времени», стартовал в феврале, и с тех пор рок-легенды выступают на площадках самого разного калибра. Домашний для группы концерт, конечно, самый большой, но юбиляры решили обойтись без традиционных в таких ситуациях джемов со знаменитостями — и даже разогревали они сами себя. Перед выходом группы на экранах были показаны весьма комичная нарезка из интервью разных лет и самые известные клипы. Был и своего рода экспромт. В какой-то момент на поле стадиона с небольшой свитой фотографов вышел сам Макаревич, видимо, для того чтобы ненадолго оказаться в роли зрителя. Осмотревшись, Андрей Вадимович, толком не замеченный фанатами, удалился обратно за кулисы, чтобы через несколько минут вернуться уже на сцену. К выходу главных героев публика изрядно размялась в танцах и хоровом пении — и поэтому упрашивать народ проявить активность музыкантам не пришлось.
Фото: Маргарита Шол.
«Нам было довольно сложно придумать программу, чтобы все были довольны, — сказал со сцены Андрей Макаревич. — И мы просто решили перемешать песни доисторические с очень старыми, просто старыми, умеренно старыми и новыми». Термин «новые» здесь совсем не фигура речи. В юбилейный тур группа отправилась со свежим интернет-релизом «То, Что Всегда С Тобой» и две песни из трех представленных на EP (заглавная «То, Что Всегда С Тобой» и «Все Корабли Сегодня Вернутся Домой») успели стать хитами. «Все Корабли Сегодня Вернутся Домой», наверное, можно назвать новой «За Тех, Кто В Море», а «То, Что Всегда С Тобой» — весьма бойкий номер на злобу дня. «Место, где свет — не море, не остров, не песня, которой нет; Место, где свет — это то, что всегда с тобой», — с сарказмом поет 65-летний рок-гуру, обыгрывая свои же песни, а в финале звучит недобрый речитатив: «В Королевском Дворце Культуры выдают кренделя и мед только тем, кто полезные песни народу поет».
К этому моменту концерт, который стартовал с трех почти акустических номеров, начинает раскачиваться как огромный маятник, который трудно остановить. И это притом что визуальная сторона действа не всегда являлась поводом для бурного восторга. Нас, наверное, можно упрекнуть в некоторой избалованности, но в последнее время мы как-то привыкли к тому, что рок-группы выносят на стадионы не только свои хиты. И не только экраны, которые стали уже чем-то рутинным. Можно даже не вспоминать звездных буржуев с их бюджетами, потому как и здесь гордый термин «продакшн» звучит все чаще — и многие хорошо понимают, о чем речь. А речь о больших концертах «под ключ», что таскают по всей стране те же «Ленинград» и «Би-2». О концертах, где постановка всегда пропорциональна площадке. Возможно, нет смысла превращать концерт «Машины времени» в высокотехнологичный цирк, но такие стадионные штучки, как подиумы или вторая сцена, могли придать шоу совершенно другую динамику.
Однако по-своему правы будут и те, кто скажет, что «машинисты» всегда идут своим путем и за пятьдесят лет неплохо изучили потребности своей аудитории. А публика явно не хотела жаловаться. Примерно к середине действа в танцевальном партере были абсолютно счастливые люди, и даже на vip-трибунах, где сверкала благородная седина персонажей из светской хроники, царило весьма легкомысленное оживление. Когда звучала «Место, Где Свет», в партере чуть ли не в вальсе кружились парочки. «Наш Дом», песню написанную больше сорока лет назад, хором пели те, кому на вид не больше тридцати. «Будут дураки — будет и битва!» — заявляет Макаревич, и группа играет «Флаг Над Замком» — настоящий пацифистский гимн, который просто тонет в море восторгов.
Фото: Маргарита Шол.
Гитарный боевик «Кого Ты Хотел Удивить» — наверное, темная сторона «Машины времени», и очень правильно, что песня прозвучала уже в сумерках. Отличная вещь для того, чтобы группа развернулась на всю свою рок-н-ролльную мощь, и звук позволял это сделать. Вот он-то был по-настоящему стадионным, и публике регулярно предоставлялась возможность испытать оглушительное рок-приключение. В такие моменты особенно хорошо чувствуется завидный тонус «машинистов». Они явно не хотят упускать возможность, когда, как говорят некоторые музыканты, надо «врезать со всей дури». Гитары в этот вечер часто напоминали оружие, а черная кожа, в которую облачился Макаревич, придавала всему действу здоровый рок-демонизм.
Фото: Маргарита Шол.
Музыканты обошлись без заявлений на горячие темы, потому как заявления по-прежнему делают их песни. Трудно предположить, будто все эти строчки в момент написания претендовали на то, чтобы быть впечатанными в историю, но так оно в итоге и получилось. К тому же весь тот позорный гнев разных недоумков, который кипит вокруг самого Макаревича, произвел на группу поистине магический эффект. Они будто помолодели лет на пятнадцать, и если что, то готовы скорее дать сдачи, чем подставить вторую щеку. Трудно предсказать, сколько продлится подобная вторая молодость, как и представить, к чему вообще может привести сложившаяся вокруг ситуация, однако прямо сейчас в своем юбилейном туре участники «Машины времени» способны раскачать любой зал без скидок на всякую ностальгию.
Возможно, в каждом городе в финале будет «Поворот», а на бисовке «Однажды Мир Прогнется Под Нас» и «Свеча», но назвать все это дежурным набором хитов было бы совсем несправедливо. Любой фрагмент концертного действа воспринимается как нечто весьма убедительное. Именно эти песни и должны звучать здесь и сейчас, потому что есть немало людей, которые по-прежнему видят в них правду.