«Мэттью Беллами — любимая истеричка с оперным голосом, занимающийся прилюдным непристойнейшим сексом со своими гитарами, но от этого мурашки бегут по коже волнами, — писала как-то о лидере Muse в соцсетях одна из поклонниц группы, — одна большая слаженная, ритмичная необъятная махина, которая каждым рифом и ревом рвет тебя изнутри в клочья». С годами, кажется, энергетика фронтмена не только не ослабевает, а становится все более мощной, но контролируемой: он умеет точно направить ее так, чтобы произошел взрыв, мастерски взвинчивая многотысячную аудиторию. В очередной раз он с коллегами по сцене продемонстрировал свои сверхспособности на московском шоу.
фото: Ольга Костина
Мэттью Беллами
Стадион был готов ко встрече с кумирами: сидя на самой высокой трибуне, можно было увидеть, как воет, шумит и волнуется море человеческих тел перед сценой. На этот раз она была неровной формы, с выступающим вперед почти в центр танцпола языком, на который поочередно выбегали музыканты, чтобы быть еще ближе со своими поклонниками. В середине концерта они переместились сюда для исполнения песни «Dig Down» в акустике. Однако, несмотря на этот трогательный интимный момент, не случайно их называют одним из лучших и самых успешных стадионных коллективов в мире. Сложно представить их выступление где-нибудь в маленьком клубе, потому что их эффектным эпическим инструментальным партиям, забористым гитарным риффам, жестким ритмам, эмоциональному, надрывному вокалу Мэттью нужен воздух, пространство, не ограниченное рамками.
С тем набором хитов, которым они наполнили свой репертуар за более чем 25 лет, группа могла бы спокойно продолжать гастролировать, даже не придумывая ничего нового. Однако история Muse — не про то, чтобы успокоиться и остановиться на достигнутом. Их как будто все время несет куда-то, каждый раз немного в другом направлении. И каждый очередной опыт вызывает резонанс, дискуссию среди слушателей, которые, хотя и не всегда сразу принимают свежее звучание, все равно в итоге выбирают себе любимые хиты из нового материала. В 2015 группа выпустила остросоциальную и одновременно философскую пластинку «Drones», главными темами которой стали, по словам Беллами, третья мировая война, эмоциональный разрыв и «глубинная экология». «Для меня «Дроны» — это современная метафора того, как можно быть человеком, который способен убивать без малейшего проявления чувств, — рассказывал артист в интервью одному из зарубежных журналов, — многие этого не знают, но ведь нас в некотором роде постепенно превращают в людей, способных принимать решение убивать. Современные технологии дают нам возможность быть менее чуткими к тому, что происходит вокруг нас. Мы становимся ближе ко всему миру, но при этом отдаляемся от него».
Тему развития технологий и их влияния на мир он продолжил в новом альбоме, с которым команда приехала в столицу в этот раз, — «Simulation Theory» («Теория Симуляции»). По поводу этой работы идеолог коллектива также дал исчерпывающий комментарий: «Мы вступаем в эру дополненной реальности. Фантазии оживают, симуляция становится частью повседневной жизни. Это одна из главных тем нашего нового альбома». Беллами признался, что с помощью технологий он бы хотел вернуться в прошлое, к ранним детским воспоминаниям, в начало 80-х. Кстати, в последних клипах Muse немало отсылок к поп-культуре той эпохи, в частности, к трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Обложку альбома «Simulation Theory» придумал художник Кайл Ламберт, работавший над оформлением сериала «Очень странные дела». Мэттью всегда умел удивлять поклонников, но эта работа получилась еще более необычной — своей абсолютной непохожестью на все предыдущие. В ней наряду с узнаваемым вокалом и рок-н-ролльным драйвом, от которого Muse не уйдут никуда, даже если начнут играть кантри, очень ярко проявляются элементы электронной музыки, эффектные синтезаторные партии. Все это правда похоже на камбэк в прошлый век, когда электроника только начинала развиваться на массовой сцене, но одновременно звучит более чем актуально и органично коррелируется с футуристическими темами. Шоу с насыщенным видеорядом (образы на большом экране смотрелись как 3D-проекции, стремительно сменяя друг друга) перенесло зрителей не то в параллельную космическую реальность, не то в будущее. Беллами периодически исполнял композиции в больших светящихся очках, в костюмах со встроенными «микроэкранами», на которых то загорались огни, то вращались геометрические фигуры. Огромная сеть лазерных лучей раскинулась над всем стадионом, по сцене перемещались актеры в подсвеченных костюмах, масках, с горящими кислотными цветами тростями. Вступление одной из песен фронтмен исполнил, держа перед собой в руке металлический череп, а в финале на площадке из-под земли вырос гигантский скелет. Любопытно, что одна из композиций с последней пластинки — «Pressure» («Давление»), была написана, по признанию Беллами, о давлении со стороны поклонников, которые всегда просят больше и больше рок-композиций и не всегда оказываются готовыми к экспериментам. И тем не менее она в итоге стала одной из любимых у фанатов. Яркий показатель того, что команде удается, несмотря ни на что, гнуть свою линию и ловко направлять свою многочисленную паству, даже меняя курс движения.