Site icon Art Tower

Итоги ЧМ-2018: крен в сторону спорта может принимать уродливые формы — МК

Заканчивается мундиаль, который как магнит притягивал внимание миллионов болельщиков всего мира. В беспримесном, чистом виде это замечательное зрелище, рождающее чувство единения и гордости за свою команду в любой стране. Наши тоже не подкачали. Все это само по себе замечательно, если бы не одно «но»: попытки политизации праздника, которые предпринимались с разных сторон. Разумеется, этими мелочами можно было бы пренебречь, но меня, учителя, в первую очередь волнует педагогическое влияние происходящего на подрастающее поколение.


фото: pixabay.com

Честертон в своей книге «Вечный человек» справедливо заметил: «Погоня за здоровьем часто приводит к нездоровым вещам». В нашем случае существует опасность того, что крен в сторону спорта может принимать уродливые формы, где на первый план выходит не пропаганда здоровья, а идеология и гипертрофированные амбиции. Можно было бы оставить на совести комментаторов матчей пассажи типа «немцы всегда терпели поражение на российской земле» или «если доведется играть с французами, мы повторим взятие Парижа», если бы всю эту чушь с восторгом не воспроизводили подростки.

Пьянящая, живая атмосфера футбольного чемпионата — очевидный факт. Мы все были этому свидетелями. Она, безусловно, благотворна для воспитания граждан в целом и юношества в частности. Даже школьный товарищеский матч, где в одной команде выступают отец с сыном, рождает у ребенка благодарное чувство семейной близости, которое он проносит через всю жизнь, а став взрослым, воспроизводит эту модель поведения уже со своим сыном.

Но при всем почтении к футболу, он, как и любой другой вид спорта, не порождает интеллектуальных эмоций. Их формируют мысли и убеждения, а не внешняя среда и не действия других людей. Пишу об этом потому, что, когда эйфория праздника улетучивается, мы по обыкновению оказываемся перед лицом житейских проблем, среди которых одна из важнейших и неотменимых — воспитание собственных детей и внуков. И тут становится очевидным, что наряду с наращиванием у молодых мускулов тела необходимо наращивать у них мускулы культуры. Процесс тренировки сводится к формированию у подростков интеллектуальных эмоций, о которых говорилось выше. Яркими примерами их проявления служат искреннее, неподдельное восхищение достижениями научной мысли, шедеврами мировой и отечественной культуры.

Моя детская память сохранила стихийные демонстрации на Красной площади с самодельными плакатами в тот день, когда стало известно о запуске Ю.А.Гагарина. Одно из самых ярких юношеских впечатлений — посещение выставки импрессионистов, попасть на которую можно было, лишь отстояв многочасовую очередь на сильном морозе. И в том, и в другом случае люди испытывали солидарные эмоции по поводу услышанного и увиденного. Идеальная среда для духовного развития и сплочения как семей, так и общества. Детям и взрослым в равной степени необходимы волшебные встречи с прекрасным. И чем раньше они произойдут, тем больше вероятность передачи следующим поколениям ценностей и смыслов культуры.

Москва предоставляет для этого широкие возможности. Сегодня уже никого не удивляет посещение театров, музеев и выставок группами дошкольников и младших школьников. Но один педагог не в состоянии довезти их до нужного места в общественном транспорте. Приходится прибегать к помощи родителей. Забавно, что по ходу дела неожиданно для себя они узнают много нового. Так, один дедушка, по профессии историк, поделился со мной неожиданным открытием. Последние двадцать лет он не был в Историческом музее на Красной площади и был поражен новыми экспозициями, а главное, интерактивными способами подачи исторического материала маленьким детям.

Что толку сетовать на то, что наши дети с головой уходят из реальной жизни в сети. Не стоит уповать на помощь волонтеров (интернет-дружинников), которые будут добровольно выискивать в Интернете экстремистские сайты.

Взрослым нечего пенять на зеркало, когда (как бы это сказать мягче) собственное лицо искривлено. Карикатурная картина, которую я все чаще наблюдаю в европейских столицах и наших мегаполисах: четырехлетний ребенок в памперсах с соской во рту и планшетом в руке. Как гласит реклама, «сухо и комфортно для родителей». Дитя не плачет!

Не все родители понимают, что главная выгода от совместных походов с детьми в культурные центры (не путать с торгово-развлекательными) состоит в том, что у них появляются общие темы для совместного обсуждения. Ценность такого приобретения осознается не сразу, но приходит тогда, когда ребенок вступает в подростковый возраст, который, помимо прочего, характеризуется отчуждением от родителей и демонстративным протестом против любых попыток взрослых навязать свой взгляд на мир.

Несколько лет назад старшеклассники посоветовали мне посмотреть поразивший их воображение фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Прекрасная графика, блестящая работа оператора, неоспоримые гуманистические идеи, которые проповедует картина. Но, откровенно говоря, очень быстро мне стало скучно. Знакомая тема, проработку которой в прошлом веке осуществили братья Стругацкие в культовых для моего поколения книгах «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом».

Откровенно высказав свою позицию старшеклассникам, я предложил им посмотреть близкий по проблематике фильм А.Тарковского «Солярис». При этом предупредил, что в их возрасте я был интеллектуально недоразвитым человеком и потому начал что-то понимать в картине с пятого просмотра. В заключение выразил надежду на то, что у них, современных, продвинутых молодых людей, прозрение начнется с третьего.

Как ожидалось, первый совместный просмотр сильно озадачил старшеклассников, потребовав от них изрядного напряжения. Что уже хорошо. Я намеренно уклонился от комментариев, объяснив это тем, что не собираюсь ничего разжевывать, в том числе свое понимание картины. Договорились встретиться через две недели. За это время ребята должны были скачать фильм из Интернета и пересмотреть его несколько раз. Но уже через неделю ко мне с благодарностью потянулись их сорокалетние родители. За что благодарили? За то, что впервые за последнее время у них появилась общая тема для разговоров с собственными детьми. Откровенно говоря, это и входило в мою педагогическую задачу. Обращение к искушенным взрослым было закономерно. Сработало юношеское честолюбие. Никто из молодых людей не хотел выглядеть в глазах сверстников и седого педагога интеллектуально недоразвитым человеком.

Вывод очевиден. Для наращивания мускулов культуры нет необходимости дожидаться следующего чемпионата.

ЧМ-2018 . Хроника событий

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Exit mobile version