Куратор фестиваля Елена Слатина делится впечатлениями о завершившемся в Иванове 12-м международном фестивале им. Андрея Тарковского «Зеркало».
— «Хочу позвать вас в следующем году в наше зрительское жюри», — говорю после закрытия интеллигентной, красивой, стильной девушке, которая так тонко и глубоко анализировала фильмы на Q&A-сессиях и задавала такие интересные вопросы, что создатели этих фильмов уходили по-настоящему счастливыми. «Я живу в Калифорнии, но если напишете заранее, обязательно приеду», — отвечает она.
Еще один русский парень прилетел на фестиваль из Индии, где живет уже 12 лет. Говорит, что любит Тарковского и интересуется кино. Несколько человек в фойе говорили по-украински. Это не участники фестиваля, а просто зрители, прилетевшие из-за морей и океанов в российскую провинцию и купившие билеты в кассах ивановского кинотеатра «Лодзь». Прилетевшие не на футбол, а именно на фестиваль «Зеркало», который прошел с 12 по 17 июня в Иваново и городах области. Многие приезжали из Москвы на пару сеансов: благо, между городами теперь ходит «Ласточка», что сильно облегчает логистику.
В этом году у «Зеркала» сменилась команда, а с ней и концепция — фестиваль пошел в народ и из эстетского киносмотра превратился в социальный проект. Местом силы в этом году стал Юрьевец — одноэтажный городок с населением 8000 человек… Он-то и считается родиной Тарковского. Хотя родился будущий гений в селе Завражье, но дом его дедушки и бабушки смыло разливом Волги, и семья перебралась на другую сторону реки.
Домик в Юрьевце, где теперь музей, а также архив, купленный несколько лет назад на Sotheby’s, за 12 лет фестиваля стал местом паломничества людей со всего света. В этом доме Андрей Тарковский и его сестра Марина провели свое детство, учились в школе во время войны, писали письма отцу на фронт. Именно этот дом (его декорацию) мы видим в фильме «Зеркало». Прежняя команда фестиваля заложила традицию сажать во дворе дома деревья, и теперь здесь целый сад, посаженный Рэйфом Файнсом, Александром Сокуровым, президентом фестиваля Павлом Лунгиным и другими уважаемыми кинематографистами.
Но если раньше гости фестиваля наведывались в Юрьевец на пару часов, то теперь весь город живет кинематографом — такого наплыва гостей тихий Юрьевец не видел, наверное, никогда — на открытии на центральной площади выступил Вячеслав Бутусов. Затем сцену перестроили в экран и всю неделю показывали фильмы под открытым небом — в программе были и свежайший каннский хит «Пылающий» корейца Ли Чхан Дона, и «Родина» Петра Буслова, и фильм уроженки Кинешмы Анны Крайс «Нашла коса на камень». Тут же, на площади, развернулся фестиваль еды, где можно было отведать знаменитых плесских лещей, ивановские щи, кинешемские вареники, шуйскую настойку и изобилие блюд из лука.
Вячеслав Бутусов
На неделю площадь Юрьевца стала фестивальной фан-зоной, где в яркой толпе смешивались и звезды кино, и его фанаты, и иностранцы, и волонтеры, и множество гостей, сбежавших не только из области, но и из футбольных столиц на природу.
В Иванове развернулся кампус «Юность», где приволжская молодежь, отобранная по конкурсу (30 человек из 200 заявок), училась снимать кино: каждый день в кампусе начинался с лекций — критика Антона Долина, победителя последнего «Кинотавра» Натальи Мещаниновой, выдающегося режиссера и педагога Марины Разбежкиной, искусствоведа Михаила Ямпольского, а завершался показами фестивальных фильмов. Но главная часть кампуса — съемки на улицах города, где нужно было найти и рассказать большую историю маленького человека. 26 получившихся историй показали в день закрытия: весь город собрался посмотреть на себя в зеркало — смеялись, плакали, стыдились, узнавали себя, были счастливы.
Серию мастер-классов для ивановских дизайнеров провела известный художник по костюмам Надежда Васильева — она привезла в текстильную столицу России целый отряд художников, которые работали на фильмах «Скиф», «Анна Каренина», «Матильда» и других, в подарок за труды и интересные занятия, Надежда увезла из Иваново пару километров винтажных ивановских ситцев.
В кинопрограммах фестиваля было показано 50 фильмов из 15 стран — Иран и Израиль, Венгрия и Сербия, Швеция и Турция, Германия и Грузия, Китай и Катар. Победила израильская картина «Не забудь меня» Рама Нехари — история отношений двух людей, которым неуютно в этом мире. Так или иначе, но почти все картины и международной, и российской программы именно об этом — об ощущении себя чужим и ненужным, недолюбленным и нелюбимым, о несправедливости и обидах, которые тяжело отпустить, о цене свободы, которую необходимо платить, если ты хочешь остаться собой. Такое кино, которое, как правило, не слишком успешно идет в широком прокате, на фестивале собирало полные залы — зрители нуждались в поисках ответов на свои вопросы, в коллективной терапии и в диалоге с создателями картин, герои которых — из Венгрии или из Катара — очень узнаваемы в Иваново.
Елена Махова
Петр Буслов
Милан Марич
Российская программа «Свои» традиционно — одна из самых посещаемых на «Зеркале». Именно в ней работает зрительское жюри, которое каждый год выбирает совсем не очевидные зрительские хиты, а фильмы сложные и в понимание киносетей — непрокатные. В этот раз приз зрителей достался «Войне Анны» Алексея Федорченко — истории 6-летней девочки, которая два года прячется в камине немецкой комендатуры. И это ли не доказательство того, что зритель нуждается не только в развлекательном, но и в серьезном контенте. «Пусть будет Лиза» и «Нашла коса на камень», «Аритмия», «Довлатов» и «ВМаяковский» — все картины российской программы «Свои» прошли при полных залах и часовых обсуждениях.
Приз за вклад в кинематограф Тарковского вручили оператору Джузеппе Ланчи, снявшему «Ностальгию». Приз за вклад в кинематограф мировой — художнику, режиссеру и сценаристу Рустаму Хамдамову.
Почетным гостем фестиваля стал французский актер Жан-Марк Барр, снявшийся в большинстве фильмов Ларса фон Триера. Помимо ретроспективы Триера Барр представлял на «Зеркале» конкурсный фильм «Зерно» — утопию о недалеком будущем после экологической катастрофы. Вместе с Барром в этой турецко-франко-германо-шведско-катарской картине снялся Григорий Добрыгин.
Жан-Марк Барр
Фестиваль «Зеркало» состоит из фильмов на острие проблематики авторского кино сегодня, оно совсем не обязательно должно наследовать какой-либо традиции, в том числе традиции Тарковского. «Зеркало» — это фестиваль авторских высказываний, исповедей и манифестов. Фестиваль, где в центре внимания — автор, но главный герой — зритель. Этот фестиваль — диалог между одними и другими, диалог, полезный обеим сторонам.