Инструменты Impasto и Мозаика

  Impasto и Мозаика позволяют просто рисовать элементами, с установленными параметрами

Impasto и мозаика — два совершенно различных изобразительных средства. Объединение их в один урок связано с тем, что они стоят особняком по отношению к другим средствам.

Эффект Impasto имитирует рельефное изображение, получаемое с помощью масляной краски, выдавливаемой на холст прямо из тюбика или наносимой с помощью шпателя. Для создания рельефного изображения Impasto могут использоваться почти все кисти.

Теперь Impasto не относится к динамичным слоям, как в предыдущих версиях. Он больше не входит в секцию Dynamic Layers палитры Objects, а перенесен в палитру Brushes и относится к инструментам рисования.

Эффект рельефной поверхности создается с помощью слоя глубины для установки рельефа и цветового слоя, используемого для создания цветного изображения и задания параметров освещения холста.

Мозаика, как и Impasto, позволяет просто рисовать элементами, с установленными параметрами. Кроме того, вы можете использовать готовое изображение в качестве основы для создания мозаичного панно. Используя близкое с мозаикой средство — Tessellation, можно создавать в автоматическом режиме изображения, напоминающие витражи.

Параметры эффекта Impasto

Кнопка включения эффекта Impasto расположена на вертикальной полосе прокрутки рабочей области. Когда эффект включен, кнопка становится рельефной . Инструмент Impasto является одной из самых многочисленных категорий по количеству вариантов и разнообразной по качеству. Достаточно выбрать инструмент Impasto в палитре Brushes, выбрать соответствующий вариант кисти, настроить цвет, размер и можно начать рисовать.

Настройки параметров Impasto производятся двояко:

  • характеристики глубины штриха устанавливаются в соответствующей секции палитры Brush Controls;
  • параметры освещения — в диалоговом окне Impasto Lighting (Освещение), открываемом командой Canvas > Impasto Lighting.

На рис. 18.1 приведен пример применения эффекта Impasto.

Рис. 18.1. Результат применения Impasto

Чтобы применить эффект Impasto:

  1. На панели инструментов выберите Brush (Кисть), на панели Brushes выберите Impasto, затем выберите необходимый вариант кисти.
  2. В секции Color палитры Art Materials задайте цвет.
  3. Нажмите кнопку Impasto на полосе прокрутки рабочего поля.
  4. Откройте секцию Impasto палитры Brush Controls и установите параметры глубины:

    • В раскрывающемся списке Draw To (Рисовать с помощью) выберите один из трех параметров:

      • Color (Цвета) — цветность штриха, сам цвет выбирается отдельно в палитре Color;
      • Depth (Глубины) — объем (если вы наносите слой Impasto на цветное изображение и цвет вам не нужен);
      • Color and Depth (Цвета и глубины) — цвет и объем штриха.

    • В раскрывающемся меню Depth Method (Способы создания рельефа) выберите из пяти вариантов, характеризующих рельеф штриха:

      • Uniform (Постоянная форма) — постоянный рельеф штриха по всей длине;
      • Erase (Ластик) — удаление рельефа штриха, после чего он становится плоским;
      • Paper (Бумага) — рельеф штриха определяется текстурой бумаги, заданной в секции Paper палитры Art Materials;
      • Original Luminance (Освещенность оригинала) — рельеф штриха пропорционален освещенности оригинала, заданного в качестве источника клонирования. Если источник клонирования не указан, его заменяет выделенный в данный момент шаблон;
      • Weaving Luminance (Освещенность плетения) — рельеф линии пропорционален освещенности узора плетения.

    • Invert (Инверсия) — параметры задания рельефа линии для вариантов Paper, Original Luminance и Weaving Luminance меняются на обратные.
    • Negative Depth (Отрицательный рельеф)— рельеф штриха становится вогнутым или вдавленным.
    • Depth (Глубина) — устанавливает высоту и объем штриха.
    • Smoothing (Сглаживание) — устанавливает рельефность текстуры штриха, при перемещении ползунка вправо текстура сглаживается.
    • Plow (Плуг) — устанавливает взаимодействие штрихов между собой.

  5. После того как вы сделаете установки в секции Impasto, выберите команду Canvas > Impasto Lighting, откроется диалоговое окно Surface Lighting (рис. 18.2). Установите описанные ниже параметры, и нажмите кнопку ОК.

    • Appearance of Depth (Имитация рельефа) — область окна, содержащая параметры установок, применяемых ко всему изображению, созданному с помощью эффекта Impasto:

      • Amount (Эффект) — устанавливает объемный эффект на текстуру поверхности изображения;
      • Picture (Изображение) — освещенность изображения при постоянных параметрах источника света;
      • Shine (Блеск) — яркость освещенных участков рельефа.

    • Light Controls (Управление освещением) — область, содержащая параметры освещения:

      • Brightness (Яркость) — яркость источника света;
      • Conc (Концентрация) — ширина светового пучка;
      • Exposure (Экспозиция) — интенсивность падающего света;

    • Light Color (Цвет освещения) — цвет освещения.
    • Display (Отображение) — регулирует яркость источника света только в окне предварительного просмотра.
    • Show Light Icon (Показать значок источника света) — показывает метку, обозначающую центр светового пятна на условной сфере в окне предварительного просмотра.
    • Enable Surface (Включение Surface) — позволяет отключить эффект и включить его снова.

Рис. 18.2. Диалоговое окно Surface Lighting

Чтобы попрактиковаться, почувствовать, как работают кисти категории Impasto, как влияют на изображение различные параметры, выберите небольшое изображение бытового предмета, растения или животного с обилием мелких деталей, лучше в светлых тонах. Переходите от кисти к кисти, от одного параметра к другому и наблюдайте за происходящими изменениями. Если вам кажется, что почти ничего не меняется, отключите кнопку Impasto на полосе прокрутки рабочей области и вы увидите эффект.

На рис. 18.3 приведен пример использования Impasto для создания монохромного рельефного изображения.

Рис. 18.3. Результат применения эффекта Impasto для создания одноцветного рельефного изображения

Создание эффекта Impasto

Рассмотрим несколько примеров использования эффекта Impasto.

Поставим целью создать обложку меню для кафе с названием, заимствованным из рассказа Эрнеста Хемингуэя «The Clean, Well-Lighted Place» («Там, где чисто и светло»). Причем рисунок обложки должен имитировать рельеф. Работа разбивается на два этапа. На первом этапе создается черно-белая заготовка, которая будет использоваться в качестве источника клонирования при создании рельефа. Точнее, яркость этого изображения будет основой для создания рельефного рисунка.

  1. Создайте новый документ подходящего размера, например 500 х 300 пикселов. Выберите инструмент Реn (Перо) и изобразите справа внизу винную рюмку и бутылку. Самое сложное в этом рисунке — добиться симметрии. Для этой цели удобно воспользоваться сеткой (выберите команду Canvas > Grid > Show Grid) с ячейкой в 3-4 пиксела (выберите Canvas > Grid > Grid Options).
  2. Готовые формы залейте черным цветом. Для этого выберите команду Shapes > Set Shape Attributes (Формы > Установить параметры формы). В открывшемся диалоговом окне Set Shape Attributes установите флажок Fill. Щелкните на индикаторе цвета заливки и задайте черный цвет на открывшейся вспомогательной цветовой палитре.
  3. Полученные формы откорректируйте, выбрав в меню Effects команду Effects > Orientation > Distort (Эффекты > Положение > Искажение).
  4. Выберите инструмент Text с параметрами Point Size — 50, Tracking — 0,01, FontArial Black и введите название кафе в три строки в левой части документа-заготовки.
  5. Создайте рамку, выбрав команды Select > All, затем — Select > Modify > Border.
  6. Совместите все формы с исходным документом, выбрав команду Layers > Drop All. Полученное изображение приведено на рис. 18.4.

Рис. 18.4. Черно-белое изображение-заготовка

На втором этапе применим к данной заготовке эффект Impasto.

  1. Предварительно задайте исходный документ-заготовку в качестве источника клонирования, выбрав File > Clone Source.
  2. Подберите вариант и размер кисти Impasto, установите цвет. Если вы хотите создать только рельеф, не изменяя исходный цвет холста, выберите Depth Eraser. Чтобы не было неровностей, задайте кисть большого размера, порядка 100 пикселов.
  3. Нажмите кнопку Impasto на полосе прокрутки. Откройте секцию Impasto в палитре Brush Controls. Сделайте установки глубины: в раскрывающемся списке Draw To выберите Depth and Color. В раскрывающемся меню Depth Method выберите Original Luminance. Установите Depth — 300%, Smoothing — 0.
  4. Выберите команду Canvas > Impasto Lighting. В раскрывшемся окне установите Amount — 300%. Остальные параметры оставьте по умолчанию. Нажмите кнопку ОК.
  5. Обработайте документ плавными движениями кисти так, чтобы рельеф стал четким и одинаковым по всему полю.
  6. Создайте рамку, выбрав Select > All, Select > Modify > Border, и залейте ее подходящим цветом. Изображение обложки меню приведено на рис. 18.5.

Рис. 18.5. Изображение обложки меню

Используя созданную заготовку, полезно рассмотреть другие возможные варианты завершения композиции. Например, примените эффект Impasto дважды. Сначала создайте рельефный фон, для чего в раскрывающемся меню Depth Method выберите Paper, предварительно выбрав подходящий тип бумаги. Нажмите кнопку ОК.

Затем в том же меню выберите Original Luminance, а также задайте белый цвет в окне индикатора цвета переднего плана. Обработайте область, включающую в себя текст. Результат работы над данным вариантом приведен на рис. 18.6.

Рис. 18.6. Возможный вариант итогового изображения обложки меню

Упражнение. Применение эффекта Impasto

Рассмотрим применение эффекта Impasto при создании изображения из серии «Искусственные атмосферные явления». В качестве исходного изображения воспользуемся ночным морским пейзажем, приведенным на рис. 18.7.

Рис. 18.7. Исходное изображение ночного морского пейзажа

  1. Воспользуйтесь заготовкой выделения в форме равностороннего треугольника из стандартной библиотеки секции Selection Portfolio палитры Objects. Перетащите треугольник в пределы исходного изображения.
  2. Преобразуйте его в форму, выбрав команду Select > Convert to Shape (Выделить > Преобразовать в форму), разверните на 270 градусов, выбрав команду Effects > Orientation > Rotate (Эффекты > Положение > Поворот), и деформируйте так, чтобы создалось впечатление, что треугольник лежит на поверхности воды, выбрав Effects > Orientation > Distort (Эффекты > Положение > Искажение).
  3. Выбирая команды Edit > Copy, Edit > Paste, создайте три подобных треугольника различной величины и разместите их с соблюдением законов перспективы в полосе прибоя.
  4. Выберите команду Shape > Convert to Selection (Форма > Преобразовать в выделение) для преобразования полученной формы в выделение.
  5. Выберите в палитре Brushes категорию Impasto, вариант Smeary Varnish (Вязкий лак). В секции Impasto палитры Brush Controls в меню Depth Method выберите Uniform, в меню Draw ToColor and Depth. Остальные установки оставьте без изменений.
  6. Цвет установите с помощью инструмента Dropper (Пипетка) как цвет луны. Пределы вариаций параметров цвета (Н, S, V) примите равными 20%. Размер кисти примите минимальным, равным 1 пикселу. Обработайте выделенную область горизонтальными мазками так, чтобы передать неровности поверхности моря.
  7. При совмещении слоя с холстом примите Opacity — 75%. а в меню Composite Method выберите Magic Combine. Итоговое изображение искусственного атмосферного явления — искрящихся треугольников, отражающих лунный свет, приведено на рис. 18.8.

Рис. 18.8. Итоговое изображение

Мозаика

Мозаика, как и Impasto, позволяет просто рисовать элементами с установленными параметрами. Кроме того, вы можете использовать готовое изображение в качестве основы для создания мозаичного панно. Используя близкое с мозаикой средство — Tessellation, можно создавать в автоматическом режиме изображения, напоминающие витражи.

Работа с мозаикой и Tessellation по разным причинам имеет ряд ограничений, о них мы поговорим подробнее.

Мозаичные плитки, из которых создается изображение, являются векторным объектом, поэтому можно менять размер и разрешение изображения без угрозы потери качества. Однако это свойство характерно только при сохранении работы в RIFF-формате. При переносе изображения в любой другой формат мозаика становится растровой.

Мозаика создается на чистом холсте. Если у вас есть изображение на холсте и вы собираетесь часть его сделать мозаикой, то изображение будет уничтожено.

При создании мозаики Painter уничтожает все имевшиеся слои, зато после создания мозаики позволяет применить к ней желаемые эффекты, рисовать кистями, использовать динамичные и обычные слои.

Создание мозаики

Для создания мозаики предназначено специальное диалоговое окно Make Mosaic (рис. 18.9). Весь процесс создания происходит только при открытом окне, причем все остальные команды и палитры становятся недоступными, кроме секций Color палитры Art Materials. В различных вариантах секций Color вы можете выбирать цвет для мозаичных плиток. Параметры самих плиток устанавливаются в диалоговом окне.

Рис. 18.9. Диалоговое окно Make Mosaic

Состав диалогового окна Make Mosaic приведен в табл. 18.1 и 18.2.

Таблица 18.1. Параметры диалогового окна Make Mosaic

Параметр Назначение
Dimensions (Размер) Режим, при котором задается точный размер плиток
Randomness (Разброс) Режим, при котором задается разброс величин элементов мозаики
Width (Ширина) Устанавливает вертикальный размер плитки
Length (Длина) Устанавливает горизонтальный размер плитки
Cut (Край) Задает угол края плитки, при значении 0 — край перпендикулярен направлению штриха (только для режима Randomness)
Pressure (Нажим) Устанавливает зависимость между нажимом на стилус и размерами плитки
Grout (Основа) Задает цвет основы
Use Tracing Paper
(Использовать кальку)
Дает возможность использовать подлежащее изображение для создания мозаики
Done (Применить) Закрывает диалоговое окно

Таблица 18.2. Кнопки диалогового окна Make Mosaic

Кнопка Название Назначение
Apply Tiles (Наложить плитки) Позволяет рисовать плитками
Remove Tiles (Удалить плитки) Удаляет плитки
Change Tile Color (Изменить цвет плитки) Позволяет изменить цвет плиток
Select Tiles (Выделить плитки) Выделяет плитки

Попробуйте создать простую мозаику, рисуя этим инструментом на холсте. Для этого:

  1. Создайте новый документ.
  2. Выберите команду Canvas > Make Mosaic (Холст > Создать мозаику). Откроется диалоговое окно Make Mosaic (рис. 18.9).
  3. Откройте секцию Color палитры Art materials и выберите основной цвет.
  4. Нажмите кнопку Apply Tiles (Наложить плитки) и начинайте рисовать мозаичными плитками.
  5. Попробуйте поменять параметры плитки (см. табл. 18.1 и 18.2).
  6. Если какие-то участки мозаики вам не нравятся, удалите их, нажав кнопку Remove Tiles (Удалить плитки).
  7. Завершив работу, нажмите кнопку Done.

Выбор цвета плиток

Как вы помните, единственная палитра, которой вы можете пользоваться, — Art Materials, а именно ее секции Colors, Color Variability, Pattern.

Если вы работаете выбранным цветом, но хотите придать мозаике более естественный вид, откройте секцию Color Variability. Установите значения Hue около 10-15%, а остальные параметры оставьте равными нулю, тогда колебания цвета будут незначительными, но изображение будет интереснее.

Для использования цветовой гаммы шаблона установите флажок Clone Color в секции Colors.

Помимо секции Colors, изменить цвет плитки можно с помощью собственных средств диалогового окна Make Mosaic. Для этого нажмите кнопку Change Tile Color (Изменить цвет плитки). Становится доступным раскрывающееся меню Color.

С помощью этого меню вы можете изменить цвет плиток в определенных пределах. В меню предлагаются следующие варианты:

  • Color (Цвет) — мозаичная плитка окрашивается первичным цветом, установленным в секциях Color палитры Art Materials;
  • Darken (Затемнить) — цвет плитки затемняется добавлением небольшого количества черного цвета;
  • Lighten (Осветлить) — цвет плитки осветляется добавлением небольшого количества белого цвета;
  • Tint (Подцвечивать) — цвет плитки создается добавлением небольшого количества основного цвета;
  • Vary (Вариабельность) — цвет определяется положением ползунков секции Color Variability.

Кроме того, вы можете изменить цвет основы. По умолчанию установлен белый цвет. Для изменения цвета щелкните на поле Grout, откроется стандартное окно Цвет. Выберите нужный цвет, нажмите кнопку ОК. Если мозаика уже создана, Painter автоматически переберет ее заново.

Изменение параметров плиток для режима Dimensions представлен на рис. 18.10.

Рис. 18.10. Результат изменения параметров плитки в режиме Dimensions: а — значения Width и Length приблизительно равны; б — малое значение Width при неизменном значении Length; в — малое значение Length при большом значении Width; г — малые значения Length и Width; д — средние значения Length и Width при увеличенном значении Grout

Режимы Dimensions и Randomness

При создании мозаики используется один из двух режимов — Dimensions (Измерение) или Randomness (Разброс).

Для режима Dimensions характерны плитки правильной формы, край плиток перпендикулярен направлению штриха.

Влияние изменения параметров плитки на изображение очень наглядно и очевидно. Примеры результатов изменения параметров в режиме Dimensions см. рис. 18.10. Результаты изменения параметров плитки в режиме Randomness показаны на рис. 18.11.

Рис. 18.11. Результат изменения параметров плитки в режиме Randomness: а — значения Width и Length приблизительно равны; б — большое значение Width при неизменном значении Length; в — малое значение Width при большом значении Length; г — средние значения Length и Width при увеличенном значении Grout

Для режима Randomness (Разброс) характерно разнообразие форм и размеров плиток в штрихе, край штриха неровный. Изменения параметров плитки в режиме Randomness не очень заметны, так как они устанавливаются в процентах от величин, заданных в режиме Dimensions. Поэтому, прежде чем изменять параметры в режиме Randomness, установите соответствующие параметры в режиме Dimensions.

На рис. 18.11 приведены результаты изменения параметров плитки, произведенные сначала в режиме Dimensions, затем в режиме Randomness. Как видите, плитки более разнообразны как по форме, так и по размеру. В режиме Randomness мозаика выглядит более естественно.

Меню команд

В правом верхнем углу палитры расположена кнопка в виде небольшого прямоугольника. Она открывает меню команд диалогового окна:

  • Reset Mosaic (Переустановить мозаику) — уничтожает изображение и заливает цветом основы;
  • Re-render Mosaic (Повторно представить мозаику) — создает повторно мозаику в соответствии с установленным разрешением;
  • Render Tiles into Mask (Представить плитки в виде маски) — создает маску на основе плиток; в дальнейшем вы можете ее использовать для создания эффекта трехмерности;
  • Starting with a Triangle (Начинать с треугольника) — начинает строку плиток с острого угла;
  • Respecting the Edge of an Image (Учитывать край изображения) — используется для создания края из основы. Painter выкладывает плитки, учитывая край, не ближе установленного значения;
  • Stroke Selection (Обвести выделение) — используется только для контурного выделения;
  • Fill Selection (Залить выделение) — заливает мозаичными плитками выделенную область.

Если вы создали мозаику при малом разрешении документа и сочли ее удачной, выберите команду Re-render Mosaic — Painter автоматически переберет мозаику заново, точно так же, как и при изменении цвета основы.

Команда Starting with a Triangle (Начинать с треугольника) актуальна в местах, где линия рисунка должна утоньшаться. Особенно удачно это используется с удлиненной узкой плиткой, то есть, при увеличении параметра Length (Длина) и уменьшении Width (Ширина).

Обычно Painter выкладывает плитки мозаики в край изображения, но можно сделать кромку из основы, особенно, если используется цветная основа. Для этого достаточно выбрать команду Respecting the Edge of an Image (Учитывать край изображения), тогда Painter оставляет кромку основы по краям изображения.

С помощью команды Stroke Selection (Обвести выделение) можно автоматически обвести выделение. А при выборе команды Fill Selection (Залить выделение) Painter автоматически заполняет все выделение. Однако при использовании обеих команд следует в промежутке между ними что-то изменить. Например, вы решили обвести, а затем заполнить выделение. Тогда после выполнения обводки, поменяйте цвет или размер плиток, а затем выполните заполнение. На рис. 18.12 приведен пример автоматического выполнения обводки выделения (слева), автоматического заполнения (справа), и комбинированного действия, сначала обводки, затем заполнения (в центре). Если вы не удовлетворены полученными результатами, можете вручную откорректировать заполнение.

   

Рис. 18.12. Пример обводки (вверху), обводки и заполнения (в центре), и заполнения (внизу)

Создание эффекта трехмерности

Вы можете создать эффект объема мозаики. Для этого используется команда Render Tiles into Mask (Представить плитки в виде маски) меню диалогового окна Make Mosaic.

Команда Render Tiles into Mask (Представить плитки в виде маски) создает маску на основе плиток. Далее выбирается команда Effect > Surface Control > Apply Surface Texture (Эффекты > Управление поверхностью > Наложить текстуру).

Чтобы создать объемную мозаику:

  1. После создания мозаики, выберите в меню диалогового окна команду Render Tiles into Mask (Представить плитки в виде маски). Нажмите кнопку Done. Диалоговое окно Make Mosaic закроется.
  2. Выберите команду Effect > Surface Control > Apply Surface Texture, откроется диалоговое окно Apply Surface Texture (рис. 18.13). Раскройте меню Using и выберите команду Mosaic Mask.
  3. Отрегулируйте с помощью ползунков параметры Amount, Softness, Picture. Наблюдайте за изменениями мозаики в просмотровом окне. Достигнув нужного эффекта, нажмите кнопку ОК. На рис. 18.14 приведен пример создания эффекта объемной плитки.

Рис. 18.13. Диалоговое окно Apply Surface Texture

Рис. 18.14. Придание эффекта трехмерности мозаичной плитке

Создание мозаики по эскизу

Как вы помните, особенность техники мозаики состоит в том, что Painter укладывает плитки непосредственно на основу, в качестве которой используется Canvas. Поэтому все имеющиеся изображения будут уничтожены. Тем не менее можно создавать мозаику, пользуясь эскизом через кальку (Tracing Paper).

Для создания мозаики по эскизу:

  1. Откройте изображение, которое хотите положить в основу вашей мозаики. Выберите команду File > Clone.
  2. Выберите команду Selection > All, затем нажмите клавишу Delete или Backspace, изображение исчезнет. Выберите команду Canvas > Tracing Paper, изображение появится в осветленном варианте.
  3. Выберите команду Canvas > Make Mosaic. Установите параметры мозаики и начинайте рисовать.
  4. При установленном флажке Clone Color в секции Colors палитры Art Materials цвета плиток мозаики будут соответствовать источнику изображения. Если вы не хотите использовать исходные цвета, снимите флажок и подбирайте цвета с помощью цветового кольца секции Colors.

На рис. 18.15 и 18.16 приведен пример создания мозаики, в основу которой положена фотография. В верхней части расположена исходная фотография, ниже — результат создания мозаики.

Рис. 18.15. Исходная фотография

Рис. 18.16. Создание мозаики с использованием эскиза

Упражнение. Создание мозаики

В качестве исходного изображения взят рисунок птицы. Наша задача — сделать из этого рисунка мозаику, например, для орнитологического общества.

  1. Раскройте исходный файл (рис. 18.17) и создайте его клон, выбрав команду File > Clone.
  2. Продолжим работу с клоном исходного изображения. Задайте в качестве источника клонирования исходное изображение, выбрав File > Clone Source. Выберите Canvas > Make Mosaic. Открывается диалоговое окно Make Mosaic (рис. 18.18). При выполнении команды Make Mosaic клон исходного файла трансформируется в белый холст. Выберите команду Canvas > Use Tracing Paper (Холст > Использовать кальку). В результате видно исходное изображение.

Рис. 18.17. Исходное изображение птицы

Рис. 18.18. Применена команда Use Tracing Paper

При создании мозаики следует придерживаться следующего правила. Размер элементов мозаики следует задавать в зависимости от детальности изображения. Чем меньше детали изображения, тем меньше размер элементов (квадратов или прямоугольников), из которых создается изображение. Данное изображение можно условно разделить на несколько областей, каждой из которых соответствует свой размер мозаики. Первая область — это голова птицы.

  1. Цвет мозаики установите с помощью инструмента Dropper (Пипетка). На палитре Art Materials в секции Colors автоматически установится основной цвет. В секции Color Variability задайте вариации каждого из параметров цвета (Н, S, V), равными 10%.
  2. Нажмите кнопку Apply Tiles (Наложить плитки) .
  3. Приступайте к созданию мозаики. Сначала создается глаз, а вокруг него обводка — два ряда квадратных элементов мозаики со стороной, равной 3 пикселам. Просвет между элементами мозаики (Grout) задайте равным 1 пикселу. Затем создается клюв и оперенье головы, где используются элементы мозаики прямоугольной формы. Ширина элементов (Width) задается равной 4 пикселам, а длина (Length) — 6 пикселам. Просвет остается равным 1 пикселу. Закончив изображение головы, нажмите кнопку Done (Применить). Законченное изображение головы приведено на рис. 18.19.

Рис. 18.19. Законченное изображение головы

Следующая область — это крылья, спина и хвост. При создании этой области удобно задать автоматическую обводку элементами мозаики.

  1. Для выделения данной области воспользуйтесь инструментом Реn (Перо), с помощью которого аккуратно обведите сначала крылья и спину, а затем хвост. Полученную форму преобразуйте в выделение, выбрав команду Shapes > Convert to Selection.
  2. Затем выберите Canvas > Make Mosaic и задайте размер элемента мозаики для обводки. Пусть это будет квадратный элемент со стороной, равной 3 пикселам. Откройте меню диалогового окна Make Mosaic. Для этого нажмите квадратик, расположенный в правом верхнем углу диалогового окна. Выберите команду Stroke Selection. В результате созданный контур выделения обведен элементами мозаики. Аккуратно заполните созданный контур элементами мозаики прямоугольной формы 4 x 6 пикселов.

Следующая область — грудь птицы. Эта область заполняется элементами квадратной формы со стороной, равной 3 пикселам. Не забудьте изменить цвет элементов. Теперь он должен быть ярко-желтый. Вариации параметров цвета оставьте без изменения, то есть равными 10%.

  1. Закончив грудь, переходите к лапам. При создании этой области также удобно использовать обводку. Однако размер элементов мозаики, используемый при обводке, должен быть очень маленьким. Это квадратики со стороной, равной 1 пикселу, просвет — 0,1 пиксела. При заполнении выделенной области размер квадратиков можно увеличить до 2 пикселов. Аналогичным образом создается изображение ветки, на которой сидит птица.
  2. Чтобы создать рамку, выберите Select > All, а затем Select > Modify > Contract (Выделить > Изменить > Сжать). Откроется диалоговое окно Contract Selection. Задайте размер сжатия выделенной области равным 10 пикселам. Выберите цвет рамки, он может быть таким же темным, как цвет головы, крыльев и хвоста. Активизируйте диалоговое окно Make Mosaic и задайте размер квадратного элемента мозаики равным 10 пикселам. Выберите в меню диалогового окна Make Mosaic команду Stroke Selection (Выделение обводкой). Рамка готова.
  3. Теперь перейдем к созданию фона. Выберите цвет фона. Вариации цветовых параметров оставьте без изменения. Задайте элемент мозаики квадратной формы со стороной, равной 10 пикселам. Заполните фон элементами мозаики. Закончив мозаику, выберите подходящий цвет для просвета между элементами. Мозаика готова. Итоговое изображение приведено на рис. 18.20.
  4. Последним шагом является создание рельефной текстуры. Для этого выберите Canvas > Make Mosaic. Раскройте меню диалогового окна Make Mosaic и выберите команду Render Tiles into Mask. Нажмите кнопку Done. Выберите Effect > Apply Surface Texture (Эффекты > Наложить текстуру). Откроется диалоговое окно Apply Surface Texture. В списке Using выберите Mosaic Mask. Остальные параметры диалогового окна можете взять по умолчанию. Нажмите кнопку ОК. В результате созданная мозаика приобрела рельефную текстуру. Итоговое изображение мозаики с рельефной текстурой приведено на рис. 18.21.

Рис. 18.20. Итоговое изображение мозаики

Рис. 18.21. Итоговое изображение с рельефной текстурой

Полигональная мозаика — Tessellation

Painter предусматривает возможность автоматического создания мозаики с помощью диалогового окна Tessellation (рис. 18.22). При этом мозаика создается из плиток-многоугольников.

Рис. 18.22. Диалоговое окно Tesselation

Предварительно в диалоговом окне Make Mosaic необходимо установить цвет основы и интервал между плитками. Обычно в качестве основы мозаики Tessellation используется рисунок или фотография. Последовательность действий такая же, как в предыдущем примере, где для создания мозаики использовалась фотография в качестве эскиза.

Выберите команду Canvas > Make Tessellation (Создать витраж) для открытия диалогового окна Tessellation. Раскрывающийся список Display (Показать) позволяет выбрать вариант формы плиток: Triangles (Треугольники), Crack (Трещины), Pieces (Кусочки) (рис. 18.23, 18.24).

Рис. 18.23. Использование треугольных плиток и плиток неправильной формы Crack

Рис. 18.24. Плитки Pieces, вариант Add 500 Random (слева), Points Add 500 Evenly-Spaced Points (справа)

Нажатием маленького прямоугольника в правом верхнем углу диалогового окна открывается меню команд, позволяющих изменять количество и принцип добавления точек. Повторно выбирая любую команду, кроме Reset, вы добавляете новые 500 точек, уменьшая размер плиток.

Состав диалогового окна Tessellation:

  • Display (Показать) — раскрывающееся меню вариантов формы плиток:

    • Triangles;
    • Crack;
    • Pieces.

  • Меню команд:


    • Reset — удаляет все;
    • Add 500 Random Points (Добавить 500 случайных точек) — добавляет новые точки, используя принцип случайного разброса;
    • Add 500 Evenly Spaced Points (Добавить 500 равномерно распределенных точек) — добавляет новые точки, равномерно распределяя их по различным областям;
    • Add 500 Clone Spaced Points (Добавить 500 точек, распределенных в соответствии с источником) — добавляет новые точки, распределяя их в соответствии со светлыми и темными фрагментами источника;
    • Add 500 Inverse Clone Spaced Points (Добавить 500 точек, обратных к источнику) — добавляет новые точки, распределяя их обратно светлым и темным областям источника.

  • Done (Применить) — кнопка, закрывающая диалоговое окно.

Для создания мозаики Tessellation выполните следующее:

  1. Откройте изображение-эскиз, выберите команду File > Clone.
  2. Установите флажок Clone Color в секции Color.
  3. Выберите команду Canvas > Make Mosaic и установите цвет основы и величину промежутков между плитками с помощью ползунка Grout. Нажмите кнопку Done.
  4. Выберите команду Canvas > Make Tessellation. В диалоговом окне выберите Add 500 Clone Spaced Points (Добавить 500 точек, распределенных в соответствии с источником). Повторите эту команду несколько раз до получения нужного количества точек. В местах, где это необходимо, установите указатель мыши и нажмите кнопку — Painter разбивает указанные плитки на более мелкие фрагменты. Нажмите кнопку Done. Вы получите мозаику, выполненную с помощью плиток неправильной формы в технике Tessellation.

Для создания мозаики с помощью диалогового окна Tessellation вы можете сами задать цвет в секциях Color и Color Variability. При этом нужно установить основной цвет и его отклонения. Можно использовать шаблон для создания мозаики. При этом не забудьте установить флажок Clone Color в секции Color, а в меню команд следует выбрать Add 500 Clone Spaced Points.

С помощью диалогового окна Tessellation можно создавать мозаику и вручную. Для этого:

  1. Создайте новый документ, выбрав команду File > New.
  2. Установите цвет и его колебания или используйте в качестве цветовой основы один из шаблонов.
  3. Выберите команду Canvas > Make Tessellation.
  4. Установите указатель мыши — он будет иметь форму перекрестья, на чистом холсте. Щелкните мышью, вы получите равносторонний треугольник. Щелкните снова, появится треугольная призма, продолжайте щелкать мышью в различных точках холста, пока не получите желаемый результат (рис. 18.25).
  5. В заключение нажмите кнопку Done.

Рис. 18.25. Этапы разделения плиток вручную

Использование средств диалогового окна Make Mosaic

При работе в технике Tessellation вы можете использовать ряд команд диалогового окна Make Mosaic: Reset Mosaic, Re-Render Mosaic, Render Tiles Into Mask. Кроме того, можно раскрыть список Change Tile Color (Изменить цвет плитки) и с помощью меню изменять цвет плиток мозаики.

При создании мозаики без эскиза, вручную, без установки цвета, Painter создает ее в цвете, используемом по умолчанию, то есть мозаика будет черной, а основа — белой (рис. 18.26).

Рис. 18.26. Мозаика без установленного цвета

Для изменения цвета мозаики достаточно воспользоваться кнопкой Change Tile Color (Изменить цвет плитки) в диалоговом окне Make Mosaic. При этом работа с плитками не отличается от аналогичных действий с обычной мозаикой. Точно так же, выбирая плитку за плиткой, вы окрашиваете ее в нужный цвет с помощью секции Colors и команд меню Color кнопки Change Tile Color (рис. 18.27).

Рис. 18.27. Изменение цвета плиток средствами диалогового окна Make Mosaic

Упражнение. Создание мозаики с использованием техники Tessellation

Мозаика из элементов непрямоугольной формы (треугольников или многоугольников) создается с помощью инструмента Tessellation.

  1. Раскройте исходное изображение — фотографию скульптуры Нефертити (рис. 18.28).
  2. Создайте клон исходного изображения, выбрав File > Clone, и задайте исходное изображение в качестве источника клонирования, выбрав команду File > Clone Source.
  3. В секции Color палитры Art Materials установите флажок Clone Color, а в секции Color Variability задайте вариации параметров цвета равными 3%.
  4. Выберите команду Canvas > Make Mosaic. Откройте диалоговое окно Make Mosaic. Установите размер просвета между элементами мозаики равным 0,1. Задайте цвет основы мозаики, установите флажок Use Tracing Paper и нажмите кнопку Done.
  5. Выберите команду Canvas > Make Tessellation. Откроется диалоговое окно Tessellation. В меню Display выберите варианты Pieces или Cracks. Щелкните на квадрате в правом верхнем углу окна, раскроется меню диалогового окна, где находятся команды, задающие распределение элементов мозаики. Выберите Add 500 Clone-Spaced Points. В этом варианте число элементов мозаики в выбранной области обратно пропорционально яркости источника клонирования. Изображение покрывается элементами мозаики. Пример мозаики после создания первых 2000 элементов приведен на рис. 18.29.
  6. Повторите выбор Add 500 Clone-Colored Points. По мере увеличения числа элементов их размер уменьшается, то есть детальность мозаики возрастает. Мозаика с числом элементов порядка 10 000 обладает достаточной детальностью. Если вы удовлетворены детальностью мозаики, нажмите кнопку Done. После выполнения рендеринга на экране появляется итоговое изображение мозаики (рис. 18.30).
  7. Последний шаг — создание рельефной текстуры. Выберите команду Canvas > Make Mosaic. В меню диалогового окна Make Mosaic выберите Render Tiles into Mask. Нажмите кнопку Done. Выберите Effects > Apply Surface Texture. Откроется диалоговое окно Apply Surface Texture. В списке Using выберите Mosaic Mask. Остальные параметры диалогового окна можете взять по умолчанию. Нажмите кнопку ОК. В результате созданная мозаика приобрела рельефную текстуру. Окончательный вид мозаики после создания рельефной текстуры приведен на рис. 18.31.

Рис. 18.28. Исходное изображение — фотография скульптуры Нефертити

Рис. 18.29. Вид мозаики после создания первых 2000 элементов

Рис. 18.30. Итоговое изображение мозаики после создания 10 000 элементов

Рис. 18.31. Окончательный вид мозаики после создания рельефной текстуры