Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Свернуть

Новости

Форум Лучшее из галереи Уроки и статьи
07.12.2015 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
31.08.2015 Интересные ссылки для рисовальщиков
21.01.2015 Выставочный зал 2: Игрушки Олеси Гавриленко

27.12.2014 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
17.11.2014 Дуэль "Рыбки" - победитель Лисичка
05.11.2014 Конкурс иллюстраций "Снежная королева", до 31 января
30.10.2014 Дуэль "Рыбки" до 16 ноября
14.07.2014 Мастер-класс Мини-мишка в технике фелтинга
26.05.2013 Ау! Мы ищем таланты! – приглашаем модераторов!
"Шуты"
tn_gallery_2334_3_149863.jpg
"Шуты"
© Ratatosk
06.01.2016 Виртуальный Музей: Русский живописец Василий Дмитриевич Поленов
28.12.2015 Виртуальный Музей: Нидерландский живописец Квентин Массейс
16.12.2015 Виртуальный Музей: Итальянский живописец Франче́ско Айец
17.11.2015 Виртуальный Музей: Луи Анкетен (Louis Anquetin)
11.11.2015 Виртуальный Музей: Русский живописец Алексей Иванович Корзухин
Файловый архив
06.09.2013 Прочее: Файлы к уроку "Чайная церемония"
05.09.2013 Журнал Art Tower: ArtTower Magazine #8
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Reid Southen brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Goro Fujita brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Кисти для рисования в Photoshop
Блоги Новости в цифровом мире и мире дизайна
02.12.2014 Дама с каменьями: Вести с крыши 2
08.11.2014 Timenews: Вассерман: прежняя модель мировой экономики исчерпала себя
06.11.2014 Дама с каменьями: Приятные вести с крыши))) от Гаргула)
02.11.2014 Spell: Книги Дж. Кэмерон
22.10.2014 Vjaz: от ФУ до МА
25.11.2015 Комментарий от Foxx в Costa Rica Adventure Divers, Логотип для компании и рисунок на майку (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Spellforce - майка, для фанов игры (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Белая книга. Целитель - любительский прект (maria_mer)
09.04.2015 Комментарий от Romana в Книги Дж. Кэмерон (Spell)
08.04.2015 Комментарий от Romana в Я решил вернуться... (Элбирет)
16.03.2015 ФОТОФОРУМ-2015
01.01.2015 ARQUTE.com и ArtTalk.ru закрываются
19.01.2017 Конкурс дизайна логотипов
26.12.2016 ру/Ководство: О творческом развитии
14.10.2016 ру/Ководство: Разнообразие

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Симбиоз дерева и стали, (спецально для ArtTower Magazine)
V
wolfling
сообщение 29.08.2013 - 03:21
Сообщение #1


Проезжий
*

1 местоЗвезда писателя I степени2 место3 место
Группа: Жители
Сообщений: 26
Регистрация: 17.11.2007
Из: Москва
Пользователь №: 6177
Галерея


Симпатии:  10  


Симбиоз дерева и стали.


В душе каждого живет художник. Ни время, ни возраст, ни положение не могут остановить человека, если он готов внять этому зову. И не важно, какими инструментами он владеет, потребность творить всегда находила выход: древний человек рисовал прямо на стенах своих пещер, мы же в век компьютеров отложили кисточки и рисуем в виртуальном мире. А некоторые умудряются в своем порыве изменять все вокруг. Ремесла, зародившиеся многие века назад, стали как раз таким способом, позволившим людям творить и изменять окружающую их действительность, рассчитанную на практичность.
Ремесла появились, когда люди поняли, что универсальность в труде больше невыгодна. Так на Руси возникла первая и самая необходимая на тот момент профессия – кузнецы. Ковка требовала умения и годы обучения, овладеть мастерством мог далеко не каждый.
Кузнец у славян – это уважаемый всеми человек. Без его умения деревне было не выжить: ни лошадь подковать, ни оружие для защиты справить. И почтение это было заслуженным. Не за бездумную штамповку кастрюль получал ее коваль. Не имея никаких измерительных приборов, он был поистине мастером в своем деле. Определить, что жар в печи достиг нужной температуры, было возможно, что называется, лишь на глаз: по цвету раскаленного металла. Размер подковы для лошади, и тот надо было вычислить, посмотрев на копыта животного. А ошибешься, и часы тяжелой работы будут впустую. Мастера Древней Руси владели всеми приемами ковки. Умели не только сваривать и клепать, но и владели процессом обработки стали, в том числе могли наваривать сталь, что использовалось при изготовлении топоров. Особенность данного метода заключается в том, что сварочная температура железа и стали разная, что явно не могло облегчить работы.



Ремесел было много, обо всех и не расскажешь. Но еще об одном стоит упомянуть – вторым, традиционным для Руси делом можно смело назвать резьбу по дереву. Да и ремеслом – это стало далеко не сразу, изначально это было жизненной необходимостью, и умением обработки дерева владел любой мужчина в селе. Лесистая местность, окружавшая людей, давала все необходимое для жизни: из дерева строили дома, оно же шло на обогрев жилища в холода, из него изготавливали всю необходимую утварь. Закончив работы на поле, крестьянин превращался в плотника. Без единого гвоздя, лишь с помощью топора он мог возвести крепкую избу, в которой жила вся семья. Топор, как главное орудие труда у каждого хозяина был свой, и считалось не самым лучшим тоном попросить чей-то топор. Человек привыкал к нему и ощущал его как продолжение руки, что было необходимо, учитывая, сколько инструментов одновременно он заменял. Обращались с ним аккуратно, небрежное и неуважительное отношение могло дорого обойтись.



Изначально резьба призвана была защищать дом и его жителей от злых духов. Так наличники на окнах и дверях – это, прежде всего, строгий орнамент, каждая грань которого имеет свой определенный смысл. Обереги защищали жилище от проникновения злых духов. Угол, образуемый скатами крыши, обозначал движение солнца по небу и нередко украшался знаками солнца: восход слева, закат справа и полдень точно под крышей, а сверху все это венчало изображение коня, так же символизировавшего солнце -главный оберег дома. Резьбой покрывали посуду, или, например, колыбельную ребенка, что б он все время находился под защитой.



Дом на фотографиях принадлежит одному талантливому мастеру, который живет в обычной деревне. Вот, вышел он на пенсию и не стал скучать и впадать в уныние, как многие, а начал стоить Дом. Именно так, с большой буквы. Потому что язык не поворачивается назвать его иначе, это почти что храм, настолько там переплелись все верования и сказания нашего мира. Услышит хозяин рассказ, не важно, о копье ли судьбы или просто стихи арабского мудреца, и оставят они прочный след в душе. А что получится, если перенести вот этот отпечаток снова в мир?
Непростой вид Дома привлекает внимание сразу. Кресты здесь соседствуют с причудливыми коваными имитациями факелов. Но все это символы. Такие же, как и более древний знак-оберег «глаз» над дверью.



Входишь внутрь и полной грудью вдыхаешь приятнейший аромат листвы – под крышей сушатся березовые веники для бани. Вообще сени могут показаться несколько заставленными, но это только видимость, на самом деле множество разных любопытнейших предметов аккуратно расставлены, создавая некую гармонию.



Соседство металла и древесины характерны для всего Дома, и два столь разных материала органично дополняют друг друга. Хотя, если вдуматься, то не так уж они отличны. Бесформенную железку или крючковатый пень в состоянии оценить не каждый, и лишь некоторые могут увидеть скрытый в них образ.
Дом приподнят над землей, как и все местные строения: склонная к сильным разливам река, каждую весну затапливает местность. Так что надо подняться по небольшой лестнице, ведущей к основному помещению. И главное не забывать крутить головой во все стороны, чтобы не пропустить ничего любопытного, а заодно можно попробовать разобраться, что же такого замечательного в этих ремеслах.



Если говорить в общих чертах, то способов обработки металла существует несколько: помимо литья, когда расплавленный металл заливается в заранее заготовленную форму и штамповки, где под давлением пресса из заготовки выдавливается нужное изделие, обработка металла возможна с помощью ковки, которая так же делится на два вида: холодную ковку и горячую. Посредством холодной ковки делается большинство современных решеток и заборов. Выполненный на фабричном производстве стальной прут нарезают и загибают с помощью специального оборудования, после чего сваривают детали вместе. В итоге могут получиться довольно интересные узоры. Горячая ковка – это именно то, что предстает перед глазами, когда слышишь слово «кузнец». Пылающий в горне огонь, стук молота по наковальне. Данный способ принципиально не изменился с древних времен. Стало более современным кузнечное оборудование, но в остальном… все так же надо нагреть металл, до неимоверных температур, придать ему форму, а потом охладить. С веками мастера наловчились так, что материал, который и руками не согнуть стал распускаться причудливыми цветами. Вот это и есть уникальная, ручная работа - художественная ковка.



Русский воин немыслим без кольчуги, а это тоже было частью забот кузнеца, и являлось трудоемким процессом. Более простые задания, например, как гвозди, коваль мог изготовить и в одиночку, но чаще всего в кузнице работало два человека: мастер и подручный. Дань военной стороне дела можно найти в небольшой комнате, служащей хозяину Дома спальней, где боевые топоры мирно отдыхают на стене. Тут стоит кованая кровать, украшенная у изголовья двумя чурками необычного вида. Эти удивительные формы, созданные природой, будут еще встречаться не раз. Но суровость, только кажущаяся. Комната залита светом, подающим из большого окна, и не лишена некоторой иронии. Так можно заметить у окна весы или валенки.



Во все времена кузнецы имели своих покровителей. В язычестве им помогал Сварожич – олицетворенный огонь. Здесь вроде все понятно: огонь-горн-кузнец. С принятием христианства у мастеров появляются другие покровители – святые Косма и Дамиан. И это многое может сказать о почитании кузнечного ремесла. Дело в том, что Косма и Дамиан были врачами-бессребрениками, и почему в представлении народа они оказались помимо прочего Божьими кузнецами, не ясно. Но, полюбив святых, которые очень быстро стали родными (даже имена их ассимилировались, соединились и приобрели звучание Кузьмодемьян), народ явил уважение к лекарям и кузнецам.



Недостатка в сырье ремесленники не испытывали. Руда, в основном, добывалась со дна болот и озер, которых в стране великое множество. Так что нет ничего странного, что кузнец был почти в каждом селе. Кузница всегда стояла на окраине деревни, в целях безопасности. Огонь, искры, дым, шум – это условия работы коваля. В городах, где постепенно шло объединение в артели, мастера селились вместе. Городские кузнецы в умении ушли еще дальше, чем деревенские. Если село само себя обеспечивало, и задача была в том, что б снабдить народ всем необходимым для жизни, и для этого более чем хватало существовавших навыков, то в городе приходилось постоянно развиваться, угождать более требовательным покупателям. Усовершенствуется устройство кузни, происходит деление по специализациям уже внутри самого ремесленного слоя кузнецов, кто-то кует шлемы, кто-то сковороды, кто-то топоры. Дальше - больше. Всем известно, что самые лучшие ружья и самовары производили в Туле, а Валдайские колокола - самые звонкие. Разделение затронуло целые регионы. В итоге появляется время для экспериментов и украшений. Создаются уникальные изделия. Зарождается художественная ковка. Воплощаются абсолютно разные образы: от смеси христианских и языческих, до простых исконно русских сюжетов.



На протяжении всей истории интерес к кованым изделиям то возрастал, то исчезал. Так усиленное формирование народного промысла в древности было остановлено татаро-монгольским игом, когда все ремесла пришли в упадок. В момент освобождения от гнета, в годы последующего объединения страны, резко возросла необходимость в сильной и хорошо защищенной дружине, которую обеспечивали броней мастера кузнечного дела. Усложняются требования к изделиям, и уже один мастер с помощником не справляются, ремесленники объединяются в производственные предприятия. Каким, например, являлась «Пушечная изба» – арсенал государства. Со временем ковка перестает быть единственным способом обработки металла, начинают развиваться и активно использоваться литье и штамповка. Кованые изделия все так же востребованы, но уже во многом как украшения и декор, что лишь способствует дальнейшему продвижению ковки как искусства. Так художественная ковка активно использовалась при перестройке Москвы из деревянной в каменную, и при последующем развитии городов России. Менялись стили, и металл был готов впитать в себя любое веяние моды, в руках мастеров он смог отразить в себе все: барокко, классицизм, модерн и прочие направления. В советское время ковка в традиционном ее понятии ручного изготовления работ уступила место первенства литью. Но полностью забыта не была, и к 80-м годам вновь проявляется интерес, который не угасает и по сей день. Кованые изделия сразу же притягивают взгляд. Так и в этом Доме, стоило зайти в основное помещение, как большая люстра, покачивающаяся на цепях, полностью завладела вниманием.



Стоило отвести взор от люстры, как глаза тут же разбежались во все стороны. Столько всего любопытного вокруг! И надо как-то снова собрать в их кучку и продолжать слушать рассказ хозяина и творца всего этого. А послушать есть о чем, без объяснения просто теряешься.
Несколько запоздало, но все-таки поясню, что это вовсе не музей, а жилой Дом, пусть и не совсем привычный. Тут можно жить. А значит, уж, извините, за некоторую банальность на фоне остального, но должно быть место, где готовить еду. И оно есть - небольшое, в уголке. Но даже эта малюсенькая кухня не обошлась без креативного мироощущения хозяина. Понравились ему модные сейчас заграничные раковины: круглые, ровно посередине слив для воды. Подумал, подумал и решил: «А чем мы хуже?!» И сделал себе круглую раковину из простого алюминиевого таза. Таз накрывается сверху крышкой, увеличивая тем самым рабочую поверхность.



Но оставим кухню и идем дальше прямиком к камину. У него придется на какое-то время задержаться. Вот она такая наша жизнь, заверченная, закрученная, окованная цепями. Но может это только нам так кажется, а на самом деле все время эта самая «жизнь» находится под неустанным и бережным присмотром «глаза» сверху?
В камине стоит котел. Да не простой, а поющий. Понадобилось море усилий и проб, и только третий котел наконец-то запел. Нелегкая оказалась это задача.
Над камином висит еще один забавный предмет. Хозяин назвал его «Копье судьбы». Таким оно вышло из-под руки мастера.





Я же пока продолжу свой рассказ посвященный ремеслам, и вернемся к резному делу…
С принятием христианства резьба не исчезла. Смысл ее как оберега официально утратился, но продолжал наноситься на дома, пока не стал просто красивым оформлением, делающим каждую постройку неповторимой. А развитие православия лишь придало сил для нового витка формирования резьбы.
Если жилой дом крестьянина был вписан в окружающую его природу, не разрывал горизонтальный ландшафт, то возведенные церкви стремились ввысь, к небу, были подобны свече, что давало много новых возможностей для творчества. Сложенные так же как и избы, из деревянного сруба, внутри церкви украшались тончайшей работы иконами и целыми иконастасами, где лики святых были вырезаны на плоской доске. Постепенно резная икона была вытеснена писанной красками на дереве, но долгое время домашние образа были резными, в силу доступности материала.
Христианские мотивы можно увидеть на противоположной стене Дома. Она еще до конца не оформлена, некоторые сюжеты приходится искать долго. Но двойной крест: внизу темный, сверху светлый, напротив коряги отражающей нашу жизнь, вполне символичен. Тут же висят еще одни весы, но уже с предостережением, оригинально обыгрывающим одну народную поговорку: «От тюрьмы, да от сумы не зарекайся». И главное не нарушить это хрупкое равновесие.



А еще из дерева создавались музыкальные инструменты. Или так: вечерком, после тяжелого дня, садился пахарь на завалинке, в руках «чурка бездушная» и нож, а через какое-то время смотришь, - и вышла забавная игрушка для детей. В некоторых районах страны это превратилось в целое искусство. Богородская игрушка известна во всем мире. Нехитрая система гирек и рычажков заставляет вырезанных зверюшек двигаться. Всеми узнаваемы работы «Кузнецы» или курочки, но мастера изобретают и новые более современные сюжеты, так появился богородский мишка, сидящий за компьютером, он двигает лапками и печатает что-то на клавиатуре. Чаще всего такие игрушки даже не раскашиваются, что бы видеть структуру резьбы и дерева. Вообще бережное отношение к выделке дерева характерно для данного дела. Ремесленник старается подчеркнуть природную форму заготовки.



Дерево в его естественном виде может стать украшением интерьера. Понимая это, хозяин разыскивает по окрестным лесам забавные формы, как он их нежно называет «козявочки», и потом расставляет в помещении. В игру подключились и местные ребята - помогают находить вот такие забавные коряжки. Часть еще ждет своего часа, когда ей будет найдено органичное место в этом Доме, а большинство уже украшают балки. Например, одну непростую стенку. Здесь, сохраняя своеобразие фактуры дерева, появляется еще один узнаваемый образ. Известное место Иерусалима, множество паломников стекается к Стене плача. А это Стена слез. Кругляшки подобраны специально с большим количеством сучков. При высыхании они действительно будут давать эффект что дерево плачет смолой.



Для изготовления резных изделий используются разные сорта дерева. Если требуется больше прочности, берут твердые породы, такие как дуб или береза. Сосна и можжевельник – дольше всего будут сохранять запах свежеобработанной древесины А для изготовления более тонких, резных работ вполне подойдет, например, липа. Ее мягкая структура не нуждается в столь громадных усилиях при обработке, но при этом повсеместное распространение всегда делало ее очень удобным материалом. Известный вид рисунка «лубок», получил свое название именно от этого дерева, а точнее от луба, как называли часть коры липы. Из него готовятся штампы для лубка. На гладко отполированных поверхностях вырезается рисунок, который покрывается краской, и потом отпечатывается на лист, где уже по этим контурам происходит раскраска вручную. И кажущаяся на словах простота на самом деле требует определенного мастерства от резчика, что бы тонко и точно вырезать штамп.
Работая с деревом, мастер нередко вынужден совершенно по-новому смотреть на привычные предметы. Так, даже обычный стол может явиться причиной долгих творческих поисков и раздумий. Дело в том, что изначально по задумке это планировалось как простой длинный деревянный стол, но он совершенно отказывался гармонировать с остальной обстановкой в Доме. И лишь, когда края его приобрели такие вот нарочито непродуманные, неровные очертания – он смог идеально вписаться в интерьер.



Напоследок стоит упомянуть об еще одном подвиде резьбы – резьбу по бересте. При правильной заготовке в мае и июне снимаются лишь тонкие полоски березовой коры, при этом не повреждается нижний слой и сама древесина. Через несколько лет дерево покрывается новым слоем коры. Из таких заготовок плелись лукошки, туески и коробы, для хранения продуктов. Мало того, что изделия смотрятся изыскано, кроме всего прочего кора еще и хорошо хранит продукты. Хлеб в берестяном коробе дольше останется свежим и редко плесневеет. Березовая кора часто использовалась и при строительстве для предотвращения гниения бревен, служа хорошим изолятором от влаги. Сложно преуменьшить значение березы, недаром обувь, в которой ходила большая часть страны на протяжении веков делалась именно из бересты. А на севере ее обработка превратилась в настоящее искусство. Изготовление резных берестяных узоров не столько сложно физически, поскольку материал легко продавливается и режется, сколько требует трудоемкого и кропотливого труда, но в результате получается тончайшее белое кружево.
И все это тоже не было забыто. На подоконнике были обнаружены вообще неожиданные предметы. Уж откуда откопаны эти самые настоящие берестяные лапти, боюсь даже предполагать.



В Доме есть еще много интереснейших вещей, все имеют свою богатую историю, и каждому можно посвящать отдельный рассказ, а это явно выйдет за рамки данной статьи, но хотя бы показать некоторые из них стоит.






Шахтерская лампа. Начало XX века.


Тульский самовар. На крышке штамп фабрики. Начало XX века



wolfling, специально для ArtTower Magazine



i


Все материалы являются авторскими.
Полное или частичное копирование материалов без разрешения - запрещено.
© ArtTower.ru, 2013
 


Сообщение отредактировал Viva - 6.09.2013 - 12:06
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Быстрый ответДобавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия форума Сейчас: 26.05.2017 - 21:56
Яндекс цитирования