Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Свернуть

Новости

Форум Лучшее из галереи Уроки и статьи
07.12.2015 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
31.08.2015 Интересные ссылки для рисовальщиков
21.01.2015 Выставочный зал 2: Игрушки Олеси Гавриленко

27.12.2014 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
17.11.2014 Дуэль "Рыбки" - победитель Лисичка
05.11.2014 Конкурс иллюстраций "Снежная королева", до 31 января
30.10.2014 Дуэль "Рыбки" до 16 ноября
14.07.2014 Мастер-класс Мини-мишка в технике фелтинга
26.05.2013 Ау! Мы ищем таланты! – приглашаем модераторов!
«Тревожные мысли»
tn_gallery_8756_506_58673.jpg

© ovena
06.01.2016 Виртуальный Музей: Русский живописец Василий Дмитриевич Поленов
28.12.2015 Виртуальный Музей: Нидерландский живописец Квентин Массейс
16.12.2015 Виртуальный Музей: Итальянский живописец Франче́ско Айец
17.11.2015 Виртуальный Музей: Луи Анкетен (Louis Anquetin)
11.11.2015 Виртуальный Музей: Русский живописец Алексей Иванович Корзухин
Файловый архив
06.09.2013 Прочее: Файлы к уроку "Чайная церемония"
05.09.2013 Журнал Art Tower: ArtTower Magazine #8
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Reid Southen brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Goro Fujita brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Кисти для рисования в Photoshop
Блоги Новости в цифровом мире и мире дизайна
02.12.2014 Дама с каменьями: Вести с крыши 2
08.11.2014 Timenews: Вассерман: прежняя модель мировой экономики исчерпала себя
06.11.2014 Дама с каменьями: Приятные вести с крыши))) от Гаргула)
02.11.2014 Spell: Книги Дж. Кэмерон
22.10.2014 Vjaz: от ФУ до МА
25.11.2015 Комментарий от Foxx в Costa Rica Adventure Divers, Логотип для компании и рисунок на майку (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Spellforce - майка, для фанов игры (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Белая книга. Целитель - любительский прект (maria_mer)
09.04.2015 Комментарий от Romana в Книги Дж. Кэмерон (Spell)
08.04.2015 Комментарий от Romana в Я решил вернуться... (Элбирет)
16.03.2015 ФОТОФОРУМ-2015
01.01.2015 ARQUTE.com и ArtTalk.ru закрываются
19.01.2017 Конкурс дизайна логотипов
26.12.2016 ру/Ководство: О творческом развитии
14.10.2016 ру/Ководство: Разнообразие

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Эклектика, или искусство сочетаний, (спецально для ArtTower Magazine)
V
zateplinska
сообщение 29.08.2013 - 01:09
Сообщение #1


Постоялец
**

За вклад в развитие ArtTower.ru
Группа: Почетные граждане
Сообщений: 134
Регистрация: 22.01.2011
Из: Москва
Пользователь №: 17650
Галерея


Симпатии:  18  


Прикрепленное изображение

В начале прошлого века Сергей Дягилев писал: «Мы больше и шире, чем кто-либо и когда-либо. Любим все, но видим все через себя, и в этом одном смысле любим себя…». Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, мы обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином «эклектика» (от др.-греч. ἐκλέγω – «выбираю, отбираю»). Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.
В последующие эпохи эклектизм останется своеобразным признаком переходности эпохи, угасания старой культуры, когда все громче спорят между собой голоса разных времен и традиций. Черты эклектизма, например, заметны в позднем древнеримском искусстве, сочетавшем заимствования из культурных традиций Греции, Египта, Передней Азии и др.

Прикрепленное изображение

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод. Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Прикрепленное изображение

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

Прикрепленное изображение

Дж.Б. Пиранези. Гравюра из серии «Римские древности»

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

Прикрепленное изображение

Даньё М. Портрет Шарля Гарнье

Прикрепленное изображение

Здание Парижской оперы

Вследствие развития интереса к прошлому, традициям разных эпох и стран, с расширением географии завоеваний, научными изысканиями (расшифровка Ж.-Ф. Шампольоном египетских иероглифов), открытием японских границ в сер. – 2-й пол. XIX в. возникает стиль, который в истории искусств получил название «Эклектика» («Историзм», или «боз-арт»), использовавший формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.).
В этот период создавались археологические общества, кружки «любителей древностей», стремительно росло количество коллекционеров произведений искусства. Изменившиеся принципы красоты, появление новых конструкций (железа, стекла, бетона), равноценность стилистических источников и художественных форм изменили принцип формообразования. Требование целостности композиции, органичной связи ее элементов (в архитектуре: конструкции и декора фасада) стало неосуществимым. Появился красивый термин «романтический классицизм». Так, в здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге (1805–1810) архитектор Тома де Томон соединяет дорический ордер с необычной, опоясывающей здание колоннадой (не поддерживающей кровлю), которая чужда античной архитектуре.

Прикрепленное изображение

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.
В рамках Историзма в соответствии с модой возникали, сменяя друг друга или сосуществуя, неостили – внешнее применение элементов стиля прошлого: неоготика, неогрек, необарокко. Продолжает свое существование и поздний классицизм, получивший в Австрии и Германии название «бидермайер», олицетворявший бюргерское благополучие.

Прикрепленное изображение

Рудольф фон Альт, Салон во дворце Разумовского на Ландштрассе в Вене

На смену ему к 1850-м гг. приходит роскошный стиль неорококо. Такое смешение разносортных элементов, тенденций в единое целое также определяли термином пастиччьо (итал. Pasticcio – «паштет»).
Развитие технологий в XIX в. облегчило процесс псевдореконструирования и переложения традиционного на новый лад. Оказалось возможным смешивать разностильные элементы декора и тиражировать их дешевым способом в суррогатных материалах: тонированный алюминий вместо бронзы, папье-маше вместо резьбы по дереву. В архитектуре главным действующим лицом становился инженер-проектировщик, а художник превращался в декоратора. Таковы были «викторианский стиль» в Англии XIX в. и Второй Ампир во Франции. Художественное пространство потеряло целостность и стало фасадным, декорационным. Архитектор или художник-прикладник, имея некий каркас, мог декорировать его самыми разнообразными элементами. Декорация плоскости, компоновка вместо композиции разрушали художественный образ, вызвая «обман зрения». Свой яркий след в архитектуре Европы оставили такие теоретики стиля и архитекторы, как Сезар Дали (1811–1893), Ж.Л.Ш. Гарнье (1825–1898, Джон Нэш (1752–1835).

Прикрепленное изображение

Королевский павильон в Брайтоне

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым, соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.

Прикрепленное изображение

А.П. Брюллов. церковь Св. Петра в Санкт-Петербурге

Строения в другой стилистике – «русско-византийской» – широко представлены в архитектурном облике Москвы: здание Государственного банка на Неглинной улице архитектора К.М. Быковского; Международный торговый банк на Кузнецком мосту архитектора С.С. Эйбушитца, 1898; Сандуновские бани, за авторством Б.В. Фрейденберга.

Прикрепленное изображение

Б.В. Фрейденберг. Сандуновские бани. Москва

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга. К тому же интеллектуализм художника, знание многих «исторических стилей», при скудном воображении и прагматизме заказчиков становились помехой в поисках собственного стиля. Наиболее передовые художники это отчетливо сознавали. Л.Н. Бенуа писал, что, «удовлетворяя вкусу мало взыскательных заказчиков», архитекторы вынуждены создавать постройки «как бы по определенному рецепту. Так, например, вестибюль отделывался в „помпеевском” стиле, гостиные и танцевальные залы – в стиле Людовика XV или Людовика XVI. Этот стиль был особенно искалечен тяжелыми и вычурными формами: никто не понимал его тонкости и изящества. Столовые и кабинеты шли в стиле Ренессанса и готики, причем архитекторы любили, как тогда выражались, „вертеть немецкий Ренессанс”. Будуары в стиле „Помпадур”, a fumoir (курительную комнату) обязательно требовалось отделать в мавританском стиле и т.д. Можно себе представить, какой получался архитектурный винегрет вместо жилого дома…». Особенно возмутительна, по его мнению, подмена целостной стилизации «залеплением фасадов» чуждыми элементами, неисчислимыми орнаментами вплоть до висящих в воздухе гирлянд. Не случайно художники того времени называли эклектические фасады петербургских и московских особняков «слоеными пирогами». Нечто подобное происходило в те же годы в журнальной графике. Повествовательность, формосложение без определенного принципа приводило к дробности и запутанности. Характерным приемом стало смешение в одной композиции различных способов трактовки объема и пространства: силуэтных и светотеневых приемов, глубинных и плоскостных элементов, живописных форм и орнаментальных обрамлений.
К концу XIX в. художники предприняли попытки преодолеть «пестроту вырождающегося стиля». На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна. Художники стремились к синтетическому «большому стилю», но эти устремления оказались утопией, общая картина художественной жизни модерна и последующих эпох так и осталась противоречивой и разностилевой.
Однако если вспомнить мирискусников – Бенуа, Сомова,

Прикрепленное изображение

Сомов Н. В боскете

Лансере, – то мы увидим у них, как и у множества художников того поколения, некое общее начало: стремление к искусству эстетствующему, уходящему от реальности в прошлые века, символически переосмысляющему старые формы. Одни через историю прошлого Петербурга углублялись в историю Франции XVIII в. Другие, подобно Билибину,

Прикрепленное изображение

Билибин И. Заставка к сказке

Грабарю, обращались к русским национальным корням, через историю архитектуры, литературные памятники, реставрацию постигая и смешивая свои коренные традиции с запросами нового времени. Мирискусникам принадлежит также заслуга «экспортирования» русского стиля на Запад, оформив его в нечто целостное, типическое. Они показали миру русский балет, оперу, русские предметы обихода, преподав их с позиции экзотики. Большая часть работ, увидевших свет, принадлежала небезызвестному Абрамцевскому кружку.

Прикрепленное изображение

Мастерская. Музей-заповедник «Абрамцево»

В то же время развивалось искусство авангарда – по сути своей, не менее утопичное и национальное. Поиски чистых форм, отображение сути вещей, структур переплетались с этнико-культурологическими вкусами художников, их верованиями и идеалами.

Прикрепленное изображение

Гончарова Н. Испанка

Таким образом, на примере искусства начала прошлого века мы видим, что эклектика – это не только искусство сложения различных деталей внутри одного произведения, но и образ мышления, творческий метод, но самое важное – свойство эпохи. В рамках единого временного пространства возможно сосуществование различных творческих индивидуальностей, созидающих в соответствии с личными представлениями о прекрасном. Эта особенность сохранила свое определяющее значение и для художественного восприятия новейшего времени. Постмодернизм – это время эклектичности и открытости мировоззрения. Мечта Гоголя об искусстве, которое бы стирало грань между реальностью и искусством, воплотилась в жизнь в полной мере. Современное творчество пошло даже дальше: оно отрицает различия между китчем и высоким, превращается в фикцию, формирующуюся на пирамиде аллюзий и чуждой деятельности, теряя ощущение материала и конкретной натуры. Личное высказывание важнее объективных обобщений, оригинальничание подменяет оригинальность. Основным становится определение «актуальное», то есть на созданное на злобу дня, преходящее, которое возможно не оставит после себя однозначно трактуемых материальных следов. Как, например, следующая инсталляция Феликса Гонзалес-Торреса. В выставочном пространстве установлена минималистская, на первый взгляд, скульптура – голубой куб со встроенными по верхнему периметру лампочками. Каждый день, только на пять минут, в неизвестное заранее зрителю время, на куб забирается стриптизер в серебристых мини-шортах. Он танцует под музыку в собственном плеере. Все остальное время площадка пустует.

Прикрепленное изображение

Go Go Dancing Platform

Если мы попробуем представить себе новейшую трактовку термина «эклектика», то обнаружим, что он наиболее распространен в области дизайна интерьеров.

Прикрепленное изображение

Студия Марата Ка

Внутренние пространства зданий становятся платформой для экспериментов. Сочетание новейших материалов и форм с антиквариатом или репликами давно никого не удивляет. Причем, как это уже было в эпоху Историзма, такие сочетания доступны не только элитарной части общества.
Возможно, в том, что вне архитектурно-дизайнерского контекста термин фигурирует реже, есть особый смысл. Наш век подобен мозаике. Новейшее время – соткано из культуры официальной и множества субкультур. Игры с культурными слоями, архетипами, расширение возможностей для международных проектов, стирание языковых, национальных и географических границ ведет к планомерной ломке привычных ценностей и поиску альтернативы. Всё это становятся рядовым явлением. Такие тенденции кого-то принуждают обращаться к утопическим образам. Так возникло движение хиппи (англ. Hippie, Великобритании и США, сер. 60-х гг.), которое расширяло границы за счет путешествий в глубины подсознания с применение различных психотропных веществ. Члены этой субкультуры – студенты-гуманитарии, богема - отдавались поискам исхода из технократического, материалистического общества.

Прикрепленное изображение

Сам стиль их жизни, одежда, музыка, мысли являли собой олицетворение принципов эклектизма. Их эпоха открыла дорогу психоделическому искусству, увлеченности востоком, культурой индейцев, вольным обращением с символами и традиционными образами.

Прикрепленное изображение

Алекс Грей. Гайа

Другие формируют свой мир на основании более сложного понятия вербальности: цитировании, аллюзии, игре с эмблемами и символами, – сближающего искусство наших дней с авангардом, народным искусством, барокко. Так, группа «Мухоморы» в перестроечную эпоху, опираясь на характерную для русской культурной традиции повествовательность, реализовала принципы рок- и панк-культуры. Главный представитель этой группы К. Звездочетов еще в 1982 г. создал объект под названием «Роман-холодильник», покрытый текстом «романа с иллюстрациями», внутри которого располагается рассказ о внутренней жизни героев, а снаружи – внешние обстоятельства их судьбы. Пародийно-игровой характер стратегии Звездочетов продолжил и в конце 80-х гг., когда он стал создавать фантасмагорические живописные композиции, апеллирующие к поэтике лубка и обыгрывающие еще непривычную для советского глаза игровую изобразительность рекламы, широко используя письменный текст в составе изображения.

Прикрепленное изображение

Звездочетов К. Родина-мать

Другой художник того же времени А. Насонов сочетает рукописный поэтический текст и изображение, но без иронического подтекста.

Прикрепленное изображение

Насонов А. «Иногда кажется», 1999

В том, что касается архитектуры, более привычной к различным опытам с сочетаниями, то и здесь мы можем обнаружить и некую литературность, и обращение в глубины прошлого, и уход в чистое искусство, часто немотивированное функционально.

Прикрепленное изображение

Полисский Н. Лихоборские ворота

При этом не исчезает искусство классическое и даже более того – салонное.

Прикрепленное изображение

Шилов А.М. Автопортрет

В целом, можно говорить, что XX и XXI века стали временем для самовыражения. Часто художник в одиночку может создать свое направление в искусстве. Как и в эпоху авангардистов, общая экстравагантная концепция, яркое название становятся основанием для обособления и вольного обращения с любыми основами и традициями. Так японский «Энди Уорхолл» Такаси Мураками создал в 2000-е гг. течение «Суперплоскость», взяв за основу образы традиционной японской живописи, комиксов, манга, поп-арта.

Прикрепленное изображение

Мураками Т. Flower Matango

С другой стороны, в связи с глобализацией и возможностями интернета, возникают такие движения, как «Живопись и поэзия» – международное литературное и художественное движение, 2007 г., которое в силу своей открытости для идей и готовности принять в свои ряды участника из любой точки Земли, не могло не провозгласить взаимопроникновение всех форм искусства, мультикультуральность, скрещивание новых технологий и старых.

Прикрепленное изображение

Дерево пожеланий для Йоко Оно

Философ постмодерна Ж. Лиотар пишет: «Эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в закусочную Макдоналда, на обед – в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге... становясь китчем, искусство способствует неразборчивости вкуса меценатов. Художники, владельцы картинных галерей, критика и публика толпой стекаются туда, где что-то происходит».
На данный момент сложно сказать, что пройдет сквозь сито времени и сформирует лицо эпохи. Будет ли эклектизм расценен как основа современного стиля, или же он - в столкновении чуждых друг другу идей, форм, образов - лишь способ поиска некого целостного идеального концепта эпохи. Пока то, что мы наблюдаем – успешность того или иного проекта – определяется его актуальностью и продаваемостью. Благодаря таким составляющим, как деньги, имя художника, реклама, на поверхности оказывается совсем не то, что увидят наши потомки. Шумиха и споры вокруг экстравагантных проектов (например, выставки современного искусства Марата Гельмана) улягутся. А что же останется? Возможно, картина нового времени не будет целостна в глобальном смысле, но благодаря контрастам, поискам новых форм и сочетаний, яснее будут звучать голоса творческих индивидуальностей.

Прикрепленное изображение

Юджин Андолсек. Калейдоскоп


zateplinska, спецально для ArtTower Magazine


Источники:

Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч. 2. М., 1994.
Словарь античности / Отв. Ред. В.И. Кузищин. М., 1994.
Титов Д. Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма
Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. Исторические художественные стили. От Древней Руси до эпохи модерна. Романтизм и историзм.
http://chgal.ssu.samara.ru/Slovar%20iskuss...0eklektika.html
Бычков В.В. Эстетика.
Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм
Лихачев Д.С. О филологии. Контрапункт стилей как особенность искусств
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekt...ta-most-430305/
http://allday2.com/index.php?newsid=10559
http://english.kaikaikiki.co.jp/
http://www.gif.ru/persona/shaburov/
http://www.guelman.ru/artists/
http://www.intelros.ru/readroom/nz/-365-20...azgovory-o.html
http://www.lookatme.ru/
http://magazines.russ.ru/october/2010/4/kr12.html
http://slovari.yandex.ru



______________________________________________________________________


!


Автором статьи является zateplinska
Запрещается копирование и публикация урока на других сайтах без письменного согласия автора и размещения ссылок.

The article is written by zateplinska
No part of this tutorial can be copied/pasted on any other website without the author's express written permission.

 


Сообщение отредактировал Foxx - 7.09.2013 - 10:14
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия форума Сейчас: 24.07.2017 - 07:46