Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Свернуть

Новости

Форум Лучшее из галереи Уроки и статьи
07.12.2015 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
31.08.2015 Интересные ссылки для рисовальщиков
21.01.2015 Выставочный зал 2: Игрушки Олеси Гавриленко

27.12.2014 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
17.11.2014 Дуэль "Рыбки" - победитель Лисичка
05.11.2014 Конкурс иллюстраций "Снежная королева", до 31 января
30.10.2014 Дуэль "Рыбки" до 16 ноября
14.07.2014 Мастер-класс Мини-мишка в технике фелтинга
26.05.2013 Ау! Мы ищем таланты! – приглашаем модераторов!
Жизнь в одном миге
tn_gallery_14848_966_210665.jpg

06.01.2016 Виртуальный Музей: Русский живописец Василий Дмитриевич Поленов
28.12.2015 Виртуальный Музей: Нидерландский живописец Квентин Массейс
16.12.2015 Виртуальный Музей: Итальянский живописец Франче́ско Айец
17.11.2015 Виртуальный Музей: Луи Анкетен (Louis Anquetin)
11.11.2015 Виртуальный Музей: Русский живописец Алексей Иванович Корзухин
Файловый архив
06.09.2013 Прочее: Файлы к уроку "Чайная церемония"
05.09.2013 Журнал Art Tower: ArtTower Magazine #8
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Reid Southen brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Goro Fujita brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Кисти для рисования в Photoshop
Блоги Новости в цифровом мире и мире дизайна
02.12.2014 Дама с каменьями: Вести с крыши 2
08.11.2014 Timenews: Вассерман: прежняя модель мировой экономики исчерпала себя
06.11.2014 Дама с каменьями: Приятные вести с крыши))) от Гаргула)
02.11.2014 Spell: Книги Дж. Кэмерон
22.10.2014 Vjaz: от ФУ до МА
25.11.2015 Комментарий от Foxx в Costa Rica Adventure Divers, Логотип для компании и рисунок на майку (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Spellforce - майка, для фанов игры (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Белая книга. Целитель - любительский прект (maria_mer)
09.04.2015 Комментарий от Romana в Книги Дж. Кэмерон (Spell)
08.04.2015 Комментарий от Romana в Я решил вернуться... (Элбирет)
16.03.2015 ФОТОФОРУМ-2015
01.01.2015 ARQUTE.com и ArtTalk.ru закрываются
19.01.2017 Конкурс дизайна логотипов
26.12.2016 ру/Ководство: О творческом развитии
14.10.2016 ру/Ководство: Разнообразие

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Мария Константиновна Башкирцева, (1858–1884)
V
zateplinska
сообщение 10.01.2013 - 15:28
Сообщение #1


Постоялец
**

За вклад в развитие ArtTower.ru
Группа: Почетные граждане
Сообщений: 134
Регистрация: 22.01.2011
Из: Москва
Пользователь №: 17650
Галерея


Симпатии:  18  


Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наших стоны.
С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной –
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?…
М. Цветаева. Встреча. (Посвещение М.К. Башкирцевой)



Мир меняется, и с ним преображается искусство. Новые технологии, способы визуализации, перемены в восприятии образов… Но не менее важно наполнить эти формы содержанием. Как? – В том числе учиться у старых мастеров, вглядываясь и вчувствываясь в их полотна, скульптуры, рисунки.
Имя Марии Башкирцевой теперь больше знакомо специалистам и по счастливой случайности познакомившимся с ней, нередко переходящим впоследствии в ранг «башкироманов». Путь этой художницы был хотя и короток, но ярок. Уже при жизни вокруг нее стал создаваться неповторимый ореол экстравагантной одержимой искусством натуры.
Прикрепленное изображение
Ее таланты в музыке, литературе, танце и живописи меркли перед ее именем как таковым. Пожалуй, Башкирцева может быть сравнима с создателями современного искусства, для которых имя порой имеет больший вес, чем непосредственно продукт творения. Переписка с Мопассаном, знакомство с Боголюбовым, Цветаевой, феминистические убеждения, мистификации связанные с ее частной жизнью, домыслы и споры, не утихающие и поныне, – все это составляет ее портрет, в котором истинный лик изображаемой так и остался загадкой.
Она родилась 1858 г., в Малороссии, а в 1870 по состоянию здоровья уехала с матерью в Ниццу; затем Рим, Ницца, Вена, Женева и, наконец, Париж, где окончательно оформился ее живописный талант. Лишь несколько раз Мария Константиновна возвращалась на Родину, тем не менее сохраняя связь с ней и на расстоянии. Ее дневник, начатый в 12 лет, – тому доказательство. Даже ее экзальтированность, противоречивая страстность говорят о неразрывной связи с русской душой.
С 1873 г. она стала стремиться к живописи, посредством которой могла она удовлетворить свое тщеславие, прочувствовать жизнь в ее полноте, найти выход обуревавшим фантазиям. Ее собственная дисгармоничность, любовь к самоанализу, рефлексия стали инструментом в ее нервных и в то же время по-мужски уверенных руках. Для нее, различавшей и не признающей женщин-художниц, собственный простой, реалистичный взгляд на мир, принесший ей похвалы и сравнения с мужчинами-художниками, стал высшим даром. Она писала «Я не вижу впереди ничего… ничего, кроме живописи. Если бы я стала великой художницей, это заменило бы для меня все…».
Ее вера в искусстве была выражена фразой: «Нужно соединение духа и тела. Нужно, подобно Веласкесу, творить, как поэт, и думать, как великий человек». Необходимо также пропускать живопись через чувство так, как это утверждал Стендаль в истории живописи. Вот отчего ее картины-рассказы о человеческих судьбах при глубине психологизма, обнажающем бесстрашие в открытии мира чувств и сокровенных переживаний, вместе с тем наполнены чувством недосказанности, тайны, окружавшей и саму художницу, не взирая на страстные ее дневниковые откровения.
Начало ее творческой биографии связано с приездом в Италию. Именно эта страна напитала ее красками, образами, а изучение истории, философии (трудов Горация, Ларошфуко, Конфуция), посещение музеев, любовь к истории искусств и литературе помогали ей в разработке сюжетных и идейных замыслов для будущих произведений.
В 17 лет, проживая в Париже, она начала обучение в мастерской художника Родольфа Жулиана, – самой серьезной в обучении женщин живописи.
С самого начала Жулиану открылся талант его ученицы. И в итоге он оказался прав, уже в январе 1879 г., на конкурсе в школе, Лефевр, Бугеро, Буланже и Робер Флери присуждают Башкирцевой медаль. В 1880 г. она, под именем Marie Constantin Russ, представила на Салоне портрет «читающей молодой женщины».
Прикрепленное изображение
В 1881 г. под именем «Andrey» ею выставлена картина «Мастерская Жулиана», особо отмеченная критикой за колорит, живость и жизненную правду. А в 1883 г. уже под собственным именем Башкирцева выступила на выставке с портретом «Парижанка», выполненным пастелью, в нем уже ощущается оформившаяся манера художницы. Тогда же ею была выставлена жанровая картина масляными красками «Жан и Жак», изображающая двух парижских школьников; за эту картину Башкирцева получила похвальный отзыв.
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
Ее реалистичная, близкая фотографической манера во-многом невольно перекликается с деятельностью передвижников в России. Картина как рассказ, сюжет и герои и которого превращаются в символы бытия и народа. Близость к натуре, внешний и внутренний психологизм – все отражалось в художественном высказывании.
Помимо портретного жанра Башкирцева обращалась и к пейзажам. В марте 1884 г. на женской художественной выставке был выставлен ее изящный пейзаж «Осень», завораживающий своей меланхолической атмосферой, натурализмом. В этот период Башкирцева обрела горячего поклонника в лице французского метра в живописи Жюля Бастьен-Лепажа.
Прикрепленное изображение
Наконец, сбылась мечта ее о славе. О Башкирцевой заговорили, сначала во Франции, потом в России. Но эта известность не удовлетворила ее: слишком высокие требования она предъявляла она к современному искусству вообще и к собственному творчеству в частности. Вот запись из ее «Дневника»: «На днях Тони (Робер Флери) принужден был согласиться со мною в том, что нужно быть великим художником, чтобы копировать природу, — ведь только великий художник может ее понять и передать. Идеальная сторона должна заключаться в выборе сюжета; выполнение же должно быть в полном смысле тем, что невежды именуют натурализмом… Я терзаюсь… ничего не делаю. Говорят, будто эти мученья доказывают, что я — не ничтожество… к сожалению, нет! Они доказывают, что я умна и все понимаю… Дураки думают, будто для того, чтобы быть современным или реалистом, достаточно писать первую попавшуюся вещь, не аранжируя ее. Хорошо, не аранжируйте, но выбирайте и схватывайте — в этом все… Что привлекает меня в живописи — это жизнь, современность, подвижность вещей, которые видишь. Но как все это выразить?.. Великим может быть лишь тот, кто откроет новый свой путь, и станет передавать особенные свои впечатления, свою индивидуальность; мое искусство еще не существует… Я всегда любила форму больше всего… живопись мне кажется жалкою по сравнению с скульптурою… На своем веку я сделала две группы и два — три бюста; все это заброшено на полдороге, потому что, работая одна, без руководителя, я могу привязаться единственно к вещи, которая действительно интересует меня, куда я вкладываю свою жизнь, свою душу…»
Повышенная эмоциональность, напряженная внутренняя жизнь и фанатизм в занятиях живописью истощили силы Башкирцевой: в 1878 г. она утратила голос, с 1880 г. стала глохнуть и седеть, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка. Сознавая близость смерти, мысли ее доселе блуждавшие от предмета к предмету приобрели стройность и устремились в одном направлении: «Мне кажется, – пишет она, – никто не любит всего так, как я люблю – искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр., пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем… Я нахожу, что с моей стороны было глупо не заняться единственною вещью, дающею счастье, заставляющею забывать все горести — любовью».
Несмотря на окончательно расстроенное здоровье, Башкирцева осенью 1884 г. задумала картину «Скамья на загородных Парижских бульварах» для выставки 1885 г. и, зарисовывая для нее этюды, смертельно простудилась и умерла. После смерти место ее захоронения надолго стало местом паломничество «башкироманов» – большей частью молодых девушек, прельщенных образом безвременно ушедшей экстравагантной и страстной русской.
Прикрепленное изображение
А в 1885 г. французское общество женщин художниц устроило выставку ее произведений; наряду с известными уже ее картинами тут появились и новые вещи: почти законченная (по ее собственному отзыву), капитальнейшая ее картина «Святые жены после погребения Христа» (картина эта идет в разрез со всеми академическими традициями) и еще около 150 картин, эскизов, рисунков и скульптурных этюдов. Публика смогла, наконец, в полной мере познакомиться с мужественным талантом покойной, ее наблюдательностью, независимостью в выборе тем, точностью и пристальным вниманием к мелочам. Две ее работы – «Митинг» и «Портрет натурщицы» были приобретены Французским правительством и помещены в Люксембургский музей; два портрета пастелью поступили в провинциальные музеи — в Ажане и Нераке. В 1887 г., по инициативе и на средства голландских художников, состоялась выставка произведений Башкирцевой в Амстердаме.
Прикрепленное изображение
Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников, и, согласно посмертной ее воле, в Париже учреждена премия имени Марии Башкирцевой в 500 фр., которая выдается ежегодно по отделу живописи.
Но, несомненно, были и те, кто продолжал, как это было и при жизни Марии Константиновны, подозревать Башкирцеву в мошенничестве: в те времена, когда к женщинам-художницам относились более чем скептически, многие не могли поверить, что все свои картины художница написала сама.
К сожалению, основная часть живописных произведений художницы была уничтожена. После смерти Башкирцевой ее мать перевезла картины на Украину, где в 1917 г. большинство их сгорело. Остальные погибли во время бомбардировки в 1941 г. Часть уцелевших работ была приобретена, в том числе, Лувром, музеем д’Орсэ в Париже и Рейксмузеум в Амстердаме. Одни из наиболее известных ее работ – «Дождевой зонтик», «Три улыбки», «Осень» – находятся ныне в Государственном Русском Музее.
Прикрепленное изображение
Также после Башкирцевой осталась обширная автобиография, которой она отводит роль «интересного человеческого документа». Но, несмотря на заявленную исповедальность своего «Дневника», она пишет труд, которому предстоит предстать перед читателем. К тому же она так молода, что, несомненно, многое из описанного преувеличенно, часть же записей была отредактирована матерью Башкирцевой после смерти дочери. Первоначально в Париже в 1887 г. на французском языке была опубликована лишь выборка из «Дневника» под названием «Journal de Marie Baschkirtseff» (в 2-х т.), затем она появилась в русском переводе в «Северном Вестнике»; скоро «Дневник» вышел отдельным изданием на немецком и английском языках. «Дневник Башкирцевой» вызвал целый ряд восторженных отзывов в европейской и американской прессе, а некий Гладстон ( в статье, помещенной зимою 1890 г. в Журнале «Nineteenth Century») признает произведение русской художницы одною из замечательнейших книг всего столетия – по искренности, художественной наблюдательности и объемности изображения, по откровенности описаний собственной изменчивости в настроениях, душевных метаний от одной страсти к другой – от соблазнов света до любви, от пения к живописи.
В наше время была предпринята попытка развенчать миф о Марии Башкирцевой.
Ее обвинили в сознательной и расчетливой саморекламе и игре на эмоциях потенциальных поклонников ее таланта. В том, что смерть ее помогло имени тщеславной художницы быть у всех на устах. Упрекали ее и в корыстной циничности. Например, за тот факт, что предисловие к каталогу картин в 1885 г. написал по просьбе матери Франсуа Коппе, известный поэт и прозаик, в ту пору «свежеиспеченный бессмертный» (он получил звание академика Французской академии в 1884 г.), имя которого сейчас забыто, а в то время мотивом для подобного шага послужило ему не восхищение талантом художницы, но щедрое вознаграждение.
Множество слухов, разговоров вокруг сценария ее жизни. И тем не менее, в том числе и благодаря этим разговором, имя и личность Марии Константиновны Башкирцевой окончательно не предаются забвению, а живописный талант признается бесспорным. Игра или искренняя влюбленность в дело, увлеченность и одержимость – никто никогда не узнает правды. Но и для нас сегодняшних пример Башкирцевой – это пример человека, сумевшего и жизнью и своим творчеством сказать свое слово в безбрежном мельтешении чужих фраз и быть услышанной.
Прикрепленное изображение

zateplinska, специально для Art Tower Magazine

Сообщение отредактировал Фрина - 26.01.2013 - 20:21
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Sergeeff
сообщение 29.10.2015 - 11:00
Сообщение #2






Группа: Туристы
Сообщений: 9
Регистрация: 28.10.2015
Пользователь №: 21393



Симпатии:  4  


Галерея из 21 картины Марии Константиновны Башкирцевой
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия форума Сейчас: 21.10.2017 - 02:36