Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Свернуть

Новости

Форум Лучшее из галереи Уроки и статьи
07.12.2015 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
31.08.2015 Интересные ссылки для рисовальщиков
21.01.2015 Выставочный зал 2: Игрушки Олеси Гавриленко

27.12.2014 Выставочный зал: кошарик - персональная выставка
17.11.2014 Дуэль "Рыбки" - победитель Лисичка
05.11.2014 Конкурс иллюстраций "Снежная королева", до 31 января
30.10.2014 Дуэль "Рыбки" до 16 ноября
14.07.2014 Мастер-класс Мини-мишка в технике фелтинга
26.05.2013 Ау! Мы ищем таланты! – приглашаем модераторов!
«Жизнь в черно-белой вечности»
tn_gallery_60_284_47723.jpg

© Mamontenok
06.01.2016 Виртуальный Музей: Русский живописец Василий Дмитриевич Поленов
28.12.2015 Виртуальный Музей: Нидерландский живописец Квентин Массейс
16.12.2015 Виртуальный Музей: Итальянский живописец Франче́ско Айец
17.11.2015 Виртуальный Музей: Луи Анкетен (Louis Anquetin)
11.11.2015 Виртуальный Музей: Русский живописец Алексей Иванович Корзухин
Файловый архив
06.09.2013 Прочее: Файлы к уроку "Чайная церемония"
05.09.2013 Журнал Art Tower: ArtTower Magazine #8
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Reid Southen brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Goro Fujita brush
16.05.2013 Adobe Photoshop: Кисти: Кисти для рисования в Photoshop
Блоги Новости в цифровом мире и мире дизайна
02.12.2014 Дама с каменьями: Вести с крыши 2
08.11.2014 Timenews: Вассерман: прежняя модель мировой экономики исчерпала себя
06.11.2014 Дама с каменьями: Приятные вести с крыши))) от Гаргула)
02.11.2014 Spell: Книги Дж. Кэмерон
22.10.2014 Vjaz: от ФУ до МА
25.11.2015 Комментарий от Foxx в Costa Rica Adventure Divers, Логотип для компании и рисунок на майку (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Spellforce - майка, для фанов игры (maria_mer)
18.11.2015 Комментарий от maria_mer в Белая книга. Целитель - любительский прект (maria_mer)
09.04.2015 Комментарий от Romana в Книги Дж. Кэмерон (Spell)
08.04.2015 Комментарий от Romana в Я решил вернуться... (Элбирет)
16.03.2015 ФОТОФОРУМ-2015
01.01.2015 ARQUTE.com и ArtTalk.ru закрываются
19.01.2017 Конкурс дизайна логотипов
26.12.2016 ру/Ководство: О творческом развитии
14.10.2016 ру/Ководство: Разнообразие

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Кукла ( Из история кукол ), Oдна из интереснейших страниц в истории культуры.
Рейтинг 5 V
V
Фрина
сообщение 19.01.2011 - 14:38
Сообщение #1


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Прикрепленное изображение


Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Прикрепленное изображение
На рисунке: 1 — человеческая голова из кости мамонта, найденная в Дольних Вестоницах, Моравия; 2 — человеческая фигурка, вырезанная на кости, оттуда же; 3 — фигурка мужчины из кости мамонта (а — спереди, б — сзади ив — сбоку), Брно. Все скульптуры относятся к граветтской фазе ориньякской эпохи.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Прикрепленное изображение
В южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде.

Прикрепленное изображение
Кукол-русалок, которые, по народному верованию, способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в "гроб", с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь. Здесь видны следы древнего обряда жертвоприношения.



Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Прикрепленное изображение

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была посвоему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение
Прикрепленное изображение

В середине 1770-х Пьер-Жак Дро (Jaquet Droz) и его сын Анри занимались созданием механических кукол. Это их "Рисовальщик" на фото.


В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в двадцатом веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.

Прикрепленное изображение
авторская художественная кукла Hella Hofmann


Основный источник : http://dollart.ru/articles/1/


Продолжение следует... smile.gif

Сообщение отредактировал Фрина - 11.02.2011 - 14:48


--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Фрина
сообщение 20.01.2011 - 15:44
Сообщение #2


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Из истории куклы


Обычно, когда звучат слова «история куклы», первое что приходит на ум, что речь пойдет о том, как развивались эти игрушки, от простейших примитивных соломенных и тряпичных кукол до современных, пластиковых, почти «живых», оснащенных всякими интересными возможностями. На самом деле, увы, никакой «истории» у кукол-игрушек нет. И развития, как такового, тоже не было. Это удивительно, но лишь на рубеже 19-го и 20-го веков произошел однократный и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Все тогда поменялось резко и в одночасье.


Так получилось, что старшие дочери в семьях играли самодельными тряпичными куклами, а младшие — уже фабричными фарфоровыми. Разумеется, профессия кукольника существовала и в средние века, и в эпоху возрождения, и во время наполеоновских войн. Их творения до сих пор можно видеть в музеях.


Прикрепленное изображение
Рыцарь, Нюрнберг, 1520 г.



Но все эти симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже — государственными наградами. Во многих английских аристократических семьях до сих пор передают из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за заслуги перед империей.

Прикрепленное изображение
Кукла глины , Нюрнберг, 1450 г.


Почему дети не допускались в прежние времена до этих чудесных созданий, сейчас остается только гадать. Возможно, играла роль чрезвычайная дороговизна «хороших» кукол и их маленькая прочность (тогдашние материалы не отличались надежностью), возможно суеверия, — ведь эти куклы так были похожи на живых людей, а кое-где до сих пор верят, что, причинив вред кукле, можно тем самым причинить вред человеку, на которого она похожа.

Прикрепленное изображение
Деревянные фигурки монахов 18 век ; Берхтесгаден

Прикрепленное изображение
Деревянные игрушки, Тюрингия, 19 век

Прикрепленное изображение
Стеклянные игрушки, Бавария, 19 век




Но как бы там ни было, так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок. Обидно, согласитесь. Меж тем, взрослые для своих кукол не скупились. Для них придумывали поистине драгоценные наряды, в которых использовались и драгоценные камни, и жемчуг, и золотые нити. А технологии их изготовления не уступали порой по сложностям «военным технологиям» тех времен.

Прикрепленное изображение
Испанская кукла, 16 век

Прикрепленное изображение
Английская кукла 17 век


Что интересно, слабое развитие коммуникаций привело к тому, что в разных странах сформировались свои, уникальные методы изготовления кукол, порой очень непохожие на соседские методы. В Англии, например, куклы делали сначала целиком из дерева. Это была очень тонкая и кропотливая работа, требующая очень высокой квалификации. Резчики-кукольники были наперечет, а их продукция стоила безумно дорого. Поэтому технологию довольно быстро упростили. Сначала вырезали грубый образ из дерева. Потом покрывали его гипсом, из которого и формировали окончательные тонкие черты. Затем раскрашивали масляными красками. Неудивительно, что детям такие куклы не доставались — в слабеньких детских ручках такое изделие не прожило бы и суток.

Прикрепленное изображение
Кукольный домик, Утрехт 1670 г.



А вот в Германии в те же древние времена делали совсем иначе. Куклы лепили из воска. Они были очень хороши, наверное, не хуже чем у мадам Тюссо. Но вот вы доверили бы ребенку для игры восковую куклу? То-то и оно! А Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. И понятное дело, что взрослые не могли уступить детям право игры с такими чудесными игрушками. Но прогресс требовал своего, и в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего материала для кукол, дешевого, но качественного. Не получилось.

Прикрепленное изображение
Немецкая кукла, 17 век

Прикрепленное изображение
Немецкая кукла, 18 век


Экспериментировали долго, количество изобретенных материалов перевалило за несколько десятков, но ни один не был хорош. Сейчас даже названия тех материалов не сохранились. В роли спасителя выступила промышленность, придумавшая папье-маше для изготовления форм для отливок. Этот материал оказался настолько хорош для изготовления кукол, что сейчас только с ними и ассоциируется. Из фабричных ворот хлынул поток кукол из папье-маше. Они были всем хороши — стоили дешево, годились для массового производства и были очень хорошего качества. Но имели один недостаток — для детской игры они не годились, потому что боялись влаги и были очень непрочны.

Прикрепленное изображение
Французская кукла 18 век


И только во второй половине девятнадцатого века французские кукольники додумались до двух вещей: первое — ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное, чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит» удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу. Мир захлестнула волна относительно недорогих, но восхитительных детских кукол с головками из «бисквита», которые удивительно напоминали живых людей. Дети, наконец, смогли удовлетворить свою многовековую тоску по настоящей кукле.

Прикрепленное изображение
Кукла Bebe Jumeau, 1880-e (Франция). В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора "Bebe Jumeau" - очаровательной малышки с огромными глазами и толстенькими ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-ых, резко отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку, и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком (до этого большинство кукол представляли взрослых). Для них издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов для Bebe, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы.



Источник: http://milaiakukla.ru/istoriakukol/stat/kukinfo3.html








--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Фрина
сообщение 24.01.2011 - 13:13
Сообщение #3


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Славянские куклы. Тряпочные куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.


Прикрепленное изображение

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.


Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Прикрепленное изображение

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.


Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.


Прикрепленное изображение

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.


Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.


Прикрепленное изображение
Матерчатая кукла в этнографическом костюме Дуняша

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.



Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.



В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.

Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.


Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).


Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.


Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.


Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.


Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.


На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.


А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.



Обрядовые куклы :

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.


Прикрепленное изображение
Кукла Плодородие


Купавка - кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).

Прикрепленное изображение
Кикла Купавка ; Автор: Алла Назарова


Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Прикрепленное изображение
Кукла Масленица

“Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.



В некоторых губерниях бытовала кукла Коза. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Прикрепленное изображение
Кукла “Коза’’

Обережная кукла "Кубышка-травница"
Традиционная целительская кукла, наполненная душистыми травами (тысячелистник, мята, полынь, мелисса, хмель, лист березы, чистотел, шалфей и т.д.). Защищает дом от болезней, очищает воздух, является женским оберегом на женскую красоту и здоровье.

Прикрепленное изображение
Обережная кукла "Кубышка-травница"(авторская)


Свадебная кукла Обережная кукла "Неразлучники".
На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии.
Сегодня куклу крепят к капоту машины, которая поедет во главе свадебного кортежа. Навряд ли кто-то задумывается об истинном смысле такой «сопровождающей» куклы.


Когда-то на русских свадьбах так называемый свадебный поезд также был украшен куклами. Молодожены после венчания отправлялись в дом жених. Повозку, везущую их, обязательно украшали двумя куклами: куклой-невестой и куклой-женихом. И у них была особая миссия – защитить молодых от сглаза. Куклы якобы принимали на себя недобрые взгляды.

Кстати, одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держаться за руки, а неразрывно связаны. Это было весьма символично. Еще этих кукол называли «Неразлучники».
Такие куклы для молодых делали подруги. Для их изготовления использовали ткани разных цветов и куски разных нитей. За основу кукол брали лучину или плоскую щепку 20-30 сантиметров в длину и полтора сантиметра в ширину. Щепка или лучина не должна была быть из осины или ольхи, потому что эти деревья могли «приютить» в себе злых духов.


Прикрепленное изображение
Обережная кукла "Неразлучники"(авторская)

Если случалось так, что пара расходилась, то и кукол разъединяли.

Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из березы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених.


Свадебная кукла. "Мировое дерево"

«Мировое дерево» – так называли эту композицию. По славянским поверьям дерево символизирует мир. Корни – подземный мир, ствол – мир земной, а крона – мир небесный. Свадьба означала появление новой семьи – нового мирового дерева.

Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почетное место в своем доме.

Как и все обережные куклы, «Мировое дерево» делают без использования ножей, ножниц и иголок. Рогатину не срезают, а осторожно отламывают. В первую очередь изготавливают фигурку, символизирующую невесту, и надевают ее на левую ветку рогатины. Куклу-жениха, естественно, на правую.

Прикрепленное изображение
"Мировое дерево"

На свадьбе мать дарила невесте куклу с десятью руками. Эта кукла так и называлась – «Десятиручка». Она призвана была сделать так, чтобы молодая жена справлялась со всеми делами по хозяйству.
Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Кроме того, что кукла помогает в делах, этот вариант Десятиручки изготавливается из лыкового мочала, а лыко обладает фитонцидными свойствами. В результате и воздух в доме будет чище.


Прикрепленное изображение
«Десятиручка».

Еще одной свадебной куклой была «Зольная кукла». Она считалась хранительницей очага. Тело куклы делали из ткани, а внутрь головы насыпали золу и уголь. Мама дарила зольную куклу своей дочери, чтобы та всегда помнила тепло родного очага.

Еще эту куклу давали жены своим мужьям, которые собирались в дальнюю дорогу. В пути такая кукла всегда напоминала о доме и защищала от бед силой родного огня.

Куклы хранились в «красном углу». К ним относились очень бережно. Ведь считали, что благополучие семьи зависит от этих кукол.

Возможно, некоторые и сегодня доверяют свое будущее семейное счастье куклам-оберегам.

Прикрепленное изображение
«Зольная кукла»


Мартеница

Мартеница, Баба Марта (болг. Мартеница) — один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. В этот день близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница». Мартеницы изготавливаются специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

Прикрепленное изображение
Мартеница







Делаем куклу своими руками : здесь; здесь; здесь; здесь

Источники: http://www.treeland.ru/; http://www.rukukla.ru/article/kuhi/obradovye_kukly1.htm;; http://povod.tut.by/content/?node_id=133&page_id=995

Сообщение отредактировал Фрина - 24.01.2011 - 15:55


--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Фрина
сообщение 26.01.2011 - 11:25
Сообщение #4


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Японские куклы – история в миниатюре Элла Михайленко

Культурная история Японии 18-19 вв тесно связана с подъемом торгового сословия, преуспевающей буржуазии, главным для которой стало ощущение праздника жизни. Буддистский термин «укиё-э» - «бренный мир», в котором ничего не зависело от человека, был переосмыслен и наполнился новым содержанием. Он стал тем миром, который обозначал прекрасные мгновения жизни человека. Это был мир театра Кабуки, «веселых кварталов», где сосредотачивались не только дома любви, которые представляли собой не просто банальные бордели, а салоны для изящного общения, но и рестораны, бани, театры.


Яркий, иллюзорный, свободный и нерегламентированный мир, в котором главную роль играл не социальный статус человека, а вес его кошелька.

Куклы этого периода играют значительную роль в формировании городской культуры и искусства. Они уже не воплощают преимущественно магический аспект, а становятся фешенебельным элементом, сродни другим времяпрепровождениям.

Японские декоративные куклы - куклы, предназначенные для любования - представлены красавицами, любимыми актерами театра Кабуки, так красочно иллюстрирующими восточный стиль в искусстве.

Обычно кукла установлена на платформе в зафиксированной позе. Техника, в которой выполнена кукла, называется кимэкоми. Кукла вырезана из дерева, затем покрыта частями ткани, вставленной (коми) в разрезы на дереве (кимэ), чтобы создать иллюзию одежды. Лицо и руки таких кукол покрыты лаком гофун из толченных морских ракушек смешанных с клеем. В наши дни это может быть пенопласт, а вот обычное средство для паркета - речь идет, конечно же, о таких жидкостях, как, например, паркетный лак - для обработки кимэкоми не подойдет.


Прикрепленное изображение

Создателем техники называют Такахаси Тадасигэ из святыни Камо в Киото. По этой причине их сначала называли камо нингё. Первые камо нингё, вырезанные из древесины ивы, были достаточно простыми и дифференцированы они от более поздних кимэкоми нингё тем, что у последних лицо и руки покрыты лаком.


Итимацу - тип кукол, который больше, чем остальные можно относить к куклам для игр.

Название связано с именем актера Саногава Итимацу, первые куклы были преимущественно «мужского пола».

Прикрепленное изображение

Саногава Итимацу был очень талантливым актёром Кабуки, прославившийся ролями молодых людей (амплуа вакасюгата-юноши и вакаоннагата - девушки, преимущественно знатного происхождения). То, что было названо куклы итимацу, начали изготавливать в эпохи Кампо и Хорэки (1741-1764) в Эдо и лица кукол, ставших чрезвычайно популярными, намеренно напоминали лицо Саногава Итимацу.


Среди декоративных кукол так называемой категории «модная кукла»: исё-бина или исё-нингё – костюмированная кукла, укиё-нингё - кукла «изменчивый мир».Ояма нингё – кукла представляющая женскую роль театра Кабуки, сакура нингё – куклы, отражающие сезонные темы (лицо у таких кукол из шелка), можно назвать гейша куклами.

Прикрепленное изображение

Шелковая маска на лице заслуга Камимура Цуюко. Она долго путешествовала по Европе и заимствовала идею у французских кукол, перед войной их так и называли фурансу (французские) нингё, но после войны переименовали в сакура нингё.



Исё нингё, первоначально изображающие красавиц (бидзинга нингё) и популярных актеров, начали изготавливать в последней четверти 17 века в Киото, поэтому их иногда называют кёто нингё. Куклы, живописующие различные аспекты жизни.
Например, набор японской куклы мог состоять из самой куклы, изящно одетой, множества париков, объяснениями различных причесок, с разнообразными аксессуарами, и предназначался, в первую очередь, в подарок для девочки. Или куклы - актеры, которые с помощью париков и масок могли показать различные характеры.

Прикрепленное изображение



Гейша куклы могут представлять момент специфического танца, например «танец глицинии», танец с маской льва, исполняемые актерами театра Кабуки, или определенную социальную категорию, относящуюся к сфере развлечений – гейша, майко или ойран. Японские куклы гейши одеты в красивые кимоно, со сложной прической, согласно классификации в социальном пространстве веселых кварталов. Гейша обычно в темном кимоно с простым оби и готова играть на сямисэне. Майко в ярком кимоно с длинными рукавами, часто с зонтиком. Ойран, куртизанка, которая могла выбирать себе покровителей среди самых богатых людей, всегда в роскошном кимоно, с парчовым оби, по правилам, завязанным спереди, на ногах гэта на высокой платформе и немыслимая прическа.

Прикрепленное изображение

Источник: http://orient-interior.ru/

Сообщение отредактировал Фрина - 26.01.2011 - 11:33


--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Фрина
сообщение 26.01.2011 - 11:48
Сообщение #5


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Хинамацури - Японский Праздник Кукол

Хинамацури - по-русски Праздник девочек или Праздник кукол, один из главных праздников в Японии, который отмечается 3 марта. Также этот праздник известен под названиями Праздник первого дня змеи и Праздник цветения персика.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

В этот день семьи, в которых есть девочки, выставляют на всеобщее обозрение особых кукол, называемых хина нингё установленных на похожей на лестницу, многоярусной подставке хинакадзари . Хинакадзари обычно имеет три, пять или семь ярусов, покрыта тканью красного цвета и часто украшается лепестками цветов персика, комната, где установлены куклы украшается при помощи шаров из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева. Украшения и необходимые принадлежности для Хинамацури приобретаются на специальных ярмарках Хина ити , буквально кукольный базар. Хина ити проходят в феврале и являются хорошей возможностью встретится и пообщаться с друзьями и знакомыми.

Прикрепленное изображение
Часто куклы являются семейной реликвией, передающийся из поколение в поколение. Но обычно, когда в семье рождается девочка, покупается новый набор (чаще его дарят бабушка и дедушка на первое Хина Мацури девочки (hatsu-zekku), а затем он дополняется куклами, которые дарят родственники и друзья).

Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости, например хиси моти , хина арарэ — особые пышные сладости, изготовленные из риса и покрытые сладкой патокой, различное печенье, пьют сиродзакэ — белое, сладкое, слабоалкогольное сакэ. Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно, Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать перед гостями, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

Размещение кукол

Первый ярус

Кукла Императора, ниже ярусом две куклы придворных дам.На первом ярусе хинакадзари, на самом верху располагаются куклы о-дайрисама — Император и о-хинасама — Императрица. Это самые дорогие и красивые куклы в коллекции, на них надета парадная, шёлковая или парчовая одежда, причём кукла Императрицы наряжена в двенадцать кимоно, надетых друг на друга. По обеим сторонам от кукол ставят фонарики, а в середине — поднос со священным деревом, украшенным бумажными фестонами.

Прикрепленное изображение
Куклы для праздника Хина мацури.
Наиболее ценными и богато украшенными являются куклы, изображающие императора и императрицу (0-Дайри-сама и 0-Химэ-сама) в старинных шелковых церемониальных нарядах


Второй ярус
На этот ярус помещают три куклы придворных дам , держащих принадлежности для разливания сакэ.


Третий ярус

Здесь располагаются пять кукол-музыкантов , играющих старинную японскую музыку . В руках каждый музыкант держит либо флейту, либо барабан, за исключением одного — певца, который держит веер.

Прикрепленное изображение
Девочка с барабаном. Япония, 1960-е гг Авторская работа 60-х гг. ХХ в. изображает девочку в высоком золотом придворном головном уборе - эбоси, танцующую с барабаном
Ее одежда, очень праздничная и яркая: поверх нижнего белого кимоно из узорного шелка надето еще оранжево-красное кимоно из парчи с рисунком. Верхнее тяжелое кмоно спущено с обеих плеч, чтоб свободнее играть на барабане. Голову девочки украшает зоотая придворная шапочка, завязанная под подбородком. На груди висит небольшой разноцветный барабан, в руках - барабанные палочки.


Остальные
По бокам четвёртого яруса иногда располагают две фигурки министров , также на четвёртом и пятом ярусах выставляют фигурки других сановников, телохранителей, слуг. На шестом и седьмом ярусе размещают игрушечную мебель, инструменты, шкатулки и тому подобные изделия.

История праздника
Коллекция кукол хина нингё в Кунсткамере (Санкт-Петербург)История этого праздника насчитывает более тысячи лет. В древности в «третий день третьей луны» или «день змеи» японцы совершали магический обряд хина-окури, спуская по реке особых бумажных «кукол, спускаемых по реке» . По поверью, эти куклы, плывущие в маленьких плетёных корзинках, уносили с собой все болезни и несчастья, вместе со злыми духами, которые их вызывали. Этот древний обряд, который обычно совершали женщины и девушки, в настоящее время сохранился лишь в очень немногих местах, например в префектуре Тоттори. Ритуал постепенно объединился с популярным детским развлечением , то есть с игрой в бумажные куклы и к концу эпохи Эдо, куклы хина нингё обрели своё название и современный вид.

Постепенно набирая популярность, со второй четверти XVIII века Хинамацури стал национальным праздником, как считается, во многом благодаря тому, что восьмой сёгун династии Токугава — Ёсимунэ, имел много дочерей. Праздник, праздновавшийся в начале лишь при императорском дворе и в знатных домах, впоследствии получил повсеместное распространение.

Прикрепленное изображение
Традиционная японская кукла
Существуют куклы, которых не посадить в колясочку и не вынести на улицу. Ими можно только любоваться




Прикрепленное изображение
Украшения и необходимые принадлежности для Хинамацури приобретаются на специальных ярмарках Хина ити (Hina-ichi), буквально кукольный базар

Прикрепленное изображение


Источник: Википедия

Сообщение отредактировал Фрина - 26.01.2011 - 12:07


--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Фрина
сообщение 26.01.2011 - 12:56
Сообщение #6


Горожанин
****

Меткий стрелокЗа вклад в развитие ArtTower.ru2 местоЗа вклад в развитие ArtTower.ruМеткий стрелок
Группа: Советники
Сообщений: 1186
Регистрация: 24.06.2010
Из: София, Болгария
Пользователь №: 16351
Галерея


Симпатии:  116  


Японские "беременные" куклы 19 века

Они использовались в качестве учебных пособий в медицине, а также для показов интересующимся процессом беременности и родов.


Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Источник: http://pinktentacle.com/2009/05/pregnant-d...o-period-japan/


--------------------
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Пришвин М.М

FREEna Art ( Мой блог - Blogger | Google Groups) ; Моя страница | Facebook
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
3 чел. читают эту тему (гостей: 3, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия форума Сейчас: 25.09.2017 - 17:57