Юрия Шевчука арестовали в новом клипе «Русская весна»

Оказавшись запертыми в своих квартирах на время карантина, музыканты разделились на два лагеря. Одни веселятся и изо всех сил стараются поддерживать боевой дух, делая вид, что все классно: Little Big, например, со своим «Карантиновидением», Cream Soda & Хлеб с флешмобом «Плачу на техно», где все пляшут на балконе под модные ритмы.

фото: Кадр из видео

Другие впали в глубокую задумчивость по поводу всего происходящего и, проанализировав его, подняли волну протеста, рисуя в новых песнях неутешительную картину реальности. Это, конечно, «Сплин» со своим Гарри Поттером, к которому тут же примкнул Макаревич с ответом волшебнику; Lumen, выпустившие две жестких и бескомпромиссных песни — кавер на нетленку «Гражданской обороны» «Хороший царь и знакомая вонь», а следом «Весну». 

Юрий Шевчук предсказуемо примкнул ко второму лагерю, показав публике клип «Русская весна», снятый за решеткой.  

«Черные фары у соседних ворот. Лютики, наручники, порванный рот. Сколько раз, покатившись, моя голова с переполненной плахи летела туда, где родина…», — пел Юрий Юлианович еще в 1992 году в легендарной песне. Прошло почти 30 лет, а революционный настрой ДДТ никуда не делся, и тексты продолжают резонировать с происходящим.

Лидер культовой группы хоть и пытался в разное время экспериментировать со звуком и составом музыкантов, по-прежнему остался силен и узнаваем в простых музыкальных и лирических формах, за которые его и полюбили в свое время поклонники. «Русская весна» — незатейливая минорная композиция, сыгранная на нескольких аккордах, с примитивными, но пронзительными рифмами. «Что в твоем окне?» — задается вопросом рокер. И сам же отвечает, накидывая невеселые, мрачные образы – «двери в магазин, толпы Лен и Зин, пьяные бомжи, чахлая сосна», «серый полумрак, лагерный барак, каменный мешок, в нем растет цветок», «Сочи в облаках, ФСО в кустах, за дворцом стена, за стеной она – русская весна».  

Клип, конечно, снимали в Питере – родном городе музыканта, декорации которого здесь идеально подошли к атмосфере и настроению композиции. Риторические вопросы артиста остаются без ответа, эхом на них – только наблюдения и сменяющие друг друга картинки: «Что нас примирит? Как нам вместе быть? Как весну с тобой эту переплыть? Звезды на плечах плавятся в печах, в коридорах лжи тает глубина».

В кадре сменяют друг друга колодцы дворов, обшарпанные здания, потрескавшиеся грязные окна, грустные, потерянные случайные встречные, груды военных орудий, сваленные в кузов грузовика, а еще – тюремные коридоры и камеры. Это не бутафория: часть клипа была снята в «Крестах», куда, кажется, собираются в финале видео увозить полицейские поющего в подъезде под гитару Шевчука.

Оператором видео стал Алексей Козин, режиссером – Даниил Демидов. В последнее десятилетие шло особенно много разговоров о новых формах, мультистилистике, эклектике в музыке. Сейчас они прекратились. За последний месяц в связи с происходящим, кажется, начал восставать из пепла тот самый русский рок, который был актуален в 80-90-е. Речь идет прежде всего о звучащих в нем темах, настроениях. Сегодня, к сожалению, он звучит не менее свежо, чем 30-40 лет назад.  

Пандемия коронавируса. Хроника событий

Автор записи