Берлинале-2018, итоги: награды Тимуру Бекмамбетову, «Довлатову» и поддержка Кирилла Серебренникова

Десять дней фестиваля подошли к концу, и вечером в минувшую субботу в Берлине раздало награды жюри 68-го международного киносмотра. Завтра в разных концах города еще можно будет посмотреть фестивальное кино и увидеть красную дорожку у Berlinale Palast. Но основные фавориты известны уже сейчас, и среди них в этот раз есть и русские кинематографисты. Кто именно повезет золотых и серебряных медведей домой – в репортаже HELLO.RU

Берлинское жюри раздает награды поэтапно: какие-то призы становятся известны еще в середине недели, а какие-то – буквально за пару часов до основной церемонии наград. Так, днем в субботу 24 числа путем зрительского голосования определился победитель в программе киносмотра «Панорама»: фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль». Картина про британскую журналистку, которая пытается на личном примере понять, как именно вербует доверчивых женщин «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация), нашла наибольший отклик у публики. К тому же картина Бекмамбетова снята в новом для кинематографа формате Screen Life, когда все действие показано при помощи мониторов различных гаджетов: окошка Skype или  обычного браузера, экрана телефона или ноутбука. Прогрессивные берлинские кинолюбители наверняка оценили такой необычный подход.

Тимур Бекмамбетов и куратор программы «Панорама» Паз Лазаро (слева) со съемочной группой фильма «Профиль» в Берлине: Шазадом Латифом, Валин Кэйн и Ольгой Хариной

Без внимания немцев не остался и фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов»: читатели газеты Berliner Morgenpost назвали его лучшим за весь фестиваль. «Я рад награде от читателей немецкой газеты Berliner Morgenpost, но самое главное, что после премьеры нашего фильма я увидел людей, которые читали только что купленные книги Довлатова. Некоторые расспрашивали о наших писателях, художниках, ленинградской культуре семидесятых. Вот это и есть главное, так как фестивали в Каннах, Берлине или Венеции не были для нас самоцелью. Самым важным для нас было вспомнить замечательных писателей и художников», – прокомментировал этот приз сам Алексей Герман-младший.

Картину о знаменитом совестком писателе, снятую с удивительно точно и тонко передающей эпоху интонацией, оценило и фестивальное жюри. «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения вручили художнику-постановщику фильма Елене Окопной. Как выяснилось, эта награда стала для съемочной группы неожиданностью: многие уже успели уехать в Москву. Но сама Елена была в Берлине и поднялась на сцену Berlinale Palast за более, чем заслуженным призом.

Елена Окопная с «Серебряным медведем»

«Я очень рада, что такое непростое для восприятия европейского зрителя кино получает награду, – сказала Елена Окопная, – И я надеюсь, что этот результат сыграет значимую роль в дальнейшей судьбе фильма. Работа над картиной была для меня серьезным вызовом. Я старалась с большим уважением относиться к той эпохе, к тем людям, их быту и всему тому, что их окружало, стараясь в каждой детали передать ее атмосферу, чувства и эмоции героев. Прежде всего я благодарна своему мужу – талантливому режиссеру и сценаристу Алексею Герману-младшему, Именно благодаря его вере в меня все задуманное получилось. И я очень благодарна жюри и зрителям за их чуткость и за внимание к фильму»

Кадр из фильма «Довлатов»

Напомним, что фильмы Алексея Германа-младшего награждают на Берлинале не в первый раз: в 2015 году его картина «Под электрическими облаками» была также отмечена «Серебряным медведем» за выдающиеся художественые достижения: тогда призы получили операторы Сергей Михальчук и Евгений Привин.

Получил свое упоминание на фестивале и еще один русский режиссер – Кирилл Серебренников. С 23 августа художественный руководитель театра «Гоголь-центр» находится под домашним арестом. За это время ему несколько раз продлевали срок задержания и не разрешили увидеться с тяжелой больной матерью. За это же время в театре вышел спектакль Серебренникова «Маленькие трагедии», а его фильм о Викторе Цое «Лето», со съемок которого режиссера и увезли прямо в СИЗО, был смонитрован самим Кириллом дома. Здесь в Берлине, на кинорынке, который шел параллельно фестивалю, продюсеры компании Hype Production Илья Стюарт и Мурад Османн уже представили картину «Лето» иностранным инвесторам. И здесь же на красной дорожке фестиваля немецкая актриса Франциска Петри, снимавшаяся в картине Серебренникова «Измена», вышла к фотографам с пакетом с изображением лица режиссера и в футболке с надписью «Я должен оставаться дома».

Франциска Петри

На этом громкие заявления на красной дорожке закончились. Помимо русских кинематографистов на фестивале также наградили американца: «Серебряного медведя» за режиссуру получил автор фильма открытия Берлинале «Остров собак» Уэс Андерсон. Вернее, «получил» пока что лишь номинально: сам режиссер на закрытие приехать не смог, и вместо него отдувался принимавший участие в создании фильма Билл Мюррей. На пресс-конференции после награждения  актер даже накрыл драгоценный приз шапкой – мол, не его это заслуга, а значит, и любоваться ему особо на нее не стоит. 

Билл Мюррей в шапке и «Серебряный медведь»…

… и Билл Мюррей и «Серебряный медведь» в шапке

Куда меньше позитивных откликов у фестивальной прессы вызвала основная награда: «Золотой медведь» румынской картине «Не прикасайся ко мне» Адины Пинтилие. Этот фильм был снят на стыке документального и игрового кино. Режиссер лично общалась с некоторыми героями картины и ходила за ними с камерой, а каких-то персонажей придумала уже для большей драматизации происходящего. У всех персонажей фильма Пинтилие – что у страдающего от спинальной мышечной атрофии Кристана, что у паталогически избегающей приковосновений Лоры – свои отношения с сексуальностью и принятием своего тела. Об этом пути к себе и к полноценной интимной жизни и снята «Не прикасайся ко мне»: с многочисленными крупными планами обнаженных тел и долгими разговорами о чувствах. 

Режиссер «Не прикасайся ко мне» Адина Пинтилие с «Золотым медведем» за лучший фильм

Картина Пинтилие даже для Берлинале выглядит как эксперимент и нечто новое, но международную прессу это не подкупило. В ежедневном издании Screen Daily, где свои оценки выставляет 7 журналистов из разных стран (Россию там представляет кинокритик Антон Долин) у фильма «Не прикасайся ко мне» было одно из последних мест по оценкам. А в фаворитах, что характерно, значились «Довлатов», «Остров собак» и картина «Утейя» о теракте  2011 года на одноименном норвежскем острове. Высокие оценки также получил и немецкий фильм о работниках ночного супермаркета «Между полок», в котором снялись главные звезды современного немецкого кино Сандра Хюллер и Франц Роговский. Но, как шутили в этот вечер в кулуарах пресс-центра,  немецкий фестиваль с председателем жюри-немцем (режиссером Томом Тыквером) по определению не мог вручить приз еще и немецкой картине. Такой вот странный «патриотизм».

Председатель жюри Берлинале Том Тыквер с подругой Мари Стейнбах

Остальные члены жюри: продюсер Адель Романски, актер Чема Прадо, актриса Сесиль де Франс, кинокритик Стефани Закарек и композитор Рюити Сакамото

Остальные награды Берлинале-2018 выглядят так:

Гран-при жюри
«Рожа» – Малгожата Шумовска

Приз им. Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве
Марсело Мартинесси – «Наследницы»

«Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль
Антони Бажон — «Молитва»

«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль
Ана Брун – «Наследницы»

«Серебряный медведь» за лучший сценарий
Мануэль Алкала, Алонсо Руис Палашиос – «Музей»

Лучший дебют
Адина Пинтилие – «Не прикасайся»

Лучший документальный фильм
«Вальс Вальдхайма» – Рут Бекерманн

Author: admin

Добавить комментарий